16 февраля во всём мире отмечается День инноваций. Данный праздник не только даёт возможность действующим ученым почувствовать, что их помнят и ценят, но и призван вдохновить молодых людей сделать карьеру в области науки и технологий.
В день инноваций о своём уникальном проекте рассказал Семён Лихтин – руководитель лаборатории 3D-печати и прототипирования студенческого конструкторского бюро «Компьютерное инновационное творчество» Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета.
«У нас в ИКТИБ ЮФУ были ребята, которые работали над проектом «Трогательный музей». Они выиграли конкурс, но затем переключились на другие направления. Мой проект – это уже реальная работа, где изготовленные миниатюры нашли свое применение в экскурсионной программе «Смотрю на мир сердцем» для слабовидящих и людей с ОВЗ в Литературном музее А.П. Чехова.
В мае 2022 года сотрудники музея обратились в Институт, и после нескольких согласований, демонстрации возможностей 3D-печати, были созданы 3D-модели зданий, памятников и предметов быта, связанных с А.П. Чеховым», — поделился Семён Лихтин.
В списке экспонатов более 20 наименований, включая гимназию и театр им. Чехова, дворец Алфераки, настенные часы фирмы «Павел Буре», барельеф домика П.Е. Чехова – отца Антона Павловича, фасад Успенского собора, чернильница, керосиновая лампа, стетоскоп.
«Также я создавал копию бюста А.П.Чехова из фондов ТГЛИАМЗ: сперва сделал множество его фотографий, потом с помощью фотограмметрии удалось получить 3D-модель. В данном случае миниатюры не просто печатались на 3D-принтере, но ещё и обрабатывались (шлифовались, шпаклевались, красились, грунтовались, покрывались лаком) для достижения наилучшего качества поверхности. Это позволит дольше сохранить опрятный вид экспоната при частом тактильном контакте», — добавил руководитель лаборатории.
Преимущественно для создания моделей используются термопласты, самые распространенные пластики для 3D-принтеров, работающие по технологии FFF/FDM (послойное наплавление), а именно PETG, PLA, ABS и полиамиды. Для сложных экспонатов задействуются и другие материалы: фанера, алюминий, металлический крепёж, двухкомпонентные пластики, эпоксидная смола с армирующим волокном и т.д.
«Одна из самых сложных и интересных работ – глобус. Чтобы он был вращающимся, как оригинал, пришлось вставлять алюминиевый штифт в сантиметр толщиной в его тонкое основание. К оси были добавлены латунные крепления, чтобы они могли выдержать трение и придать конструкции жёсткости.
Из фанеры на лазерном станке вырезались плоские дуги, имитирующие металлические: те, что потоньше и более хрупкие, нужно было проложить стекловолокном, промазать эпоксидной смолой, чтобы получить композитную конструкцию», – рассказал Семён Лихтин.
По словам представителя СКБ «КИТ», работа велась одновременно над третью всех моделей.
«Пока высыхал грунт на одной, можно было заняться шлифованием другой. При этом параллельно работали принтеры печатали и изготавливали новые детали для следующих моделей.
Сложно сказать, что именно было наиболее трудным: обработка деталей или моделирование. В среднем на изготовление одного экспоната уходило от 1 до 3 недель.
Долгое время проектом занимался я один, при создании некоторых моделей мне помогал студент Денис Белый, что ускоряло процесс моделирования. На данный момент со мной работают два лаборанта, и мы имеем больше возможностей в плане разделения обязанностей и увеличения производительности труда», – отметил спикер.
В лаборатории 3D-печати и прототипирования трудятся над проектами школьников, студентов и СКБ «КИТ». Здесь разрабатывают и изготавливают корпуса для электронных устройств, детали механизмов и даже целые станки для нужд студенческого конструкторского бюро.
«Данный проект позволил оптимизировать некоторые процессы производства в лаборатории, привнёс новый опыт в работе с лакокрасочными материалами и технологиями постобработки напечатанных деталей. Теперь подобные заказы требуют значительно меньше времени.
С ТГЛИАМЗ мы обсудили возможность изготовления других миниатюр и всегда открыты для выполнения запросов на создание экспонатов для музеев и различных организаций», – заключил Семён Лихтин.
Центр общественных коммуникаций Южного федерального университета