Три Спаса

Поговорим о праздниках, которые называют строгими или даже грозовыми… Они приходятся на период завершения сельскохозяйственных работ и сбора урожая различных культур. В их праздновании особенно тесно оказались связаны церковные и народные традиции. Это три Спаса. Главный, центральный среди них православные отмечают сегодня.

19 августа, на Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, таганрогские храмы обычно окружены огромными толпами. Местами яблоку негде упасть. Люди святят эти и другие плоды, которые нам так щедро дарит наш южный край. Яблочный Спас вопреки жаре по популярности приближается к Пасхе – Светлому Христову Воскресению. К слову, праздник Преображения Господня подобно Пасхе продолжается не один день, а целую неделю. Яблочный Спас – уже второй по счету.

Первый Спас, Медовый, отметили 14 августа. С него начинается Успенский пост. Существует еще одно название праздника – Маковей, в народе – Маковый Спас. Церковь чтит память семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией.

29 августа настанет третий Спас — Ореховый или Хлебный — праздник в честь Перенесения Нерукотворного Образа Христова из Эдессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви икона «Спас Нерукотворный» стала одной из самых любимых и распространенных.

Само название «Спас» говорит о том, что эти праздники посвящены Спасителю мира — Иисусу Христу. Хлебный Спас напоминает еще и о том, что когда-то Таганрог был самым хлебным городом не только России, но и всего мира: именно через наш порт русская пшеница вывозилась в Европу. Что же касается фруктов и грецких орехов, они у нас, таганрожцев, и сейчас в буквальном смысле слова лежат под ногами.

Получив хороший урожай, часть его наши предки несли в храм священникам и церковнослужителям — как знак благодарности Богу. Приносить Ему начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с ветхозаветных времен.

Спасы всегда были и остаются любимы во всех русских деревнях и сёлах, а в казачьих станицах – в особенности; Валерий Никитин в своей книге «Традиции казачества» пишет и об этом. Спасы тесно связаны с поминовением умерших и погибших. Все эти дни, две недели Успенского поста (с 14 по 27 августа), посвящены еще и памяти Пресвятой Богородицы. А 28 августа — праздник Успения Божией Матери.

Антон САХНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content