Первой премьерой 25-го сезона Таганрогского камерного театра (ТаКТ) стал спектакль «Мойры Богудонии», который поставила создательница этого театра Нонна Малыгина. За четверть века своей истории коллектив, постепенно превратившийся из любительского в профессиональный, подготовил и представил на суд публики свыше 60 спектаклей, в том числе детских, в частности кукольных. Но подобных «Мойрам Богудонии» в его репертуаре еще не было — это недетский кукольный спектакль.
Благодаря состоявшейся премьере автор пьесы петербургский драматург Константин Фёдоров посетил наш город и узнал, что Таганрог – «первенец» Петра Великого, «старший брат» и «генеральная репетиция» Санкт-Петербурга. Гость полюбил наш город со дня приезда, и в этом значительная заслуга экскурсовода Елены Ермоловой, с которой он побывал не только на центральных улицах, но и в жактовских дворах, и, конечно, на территории самой Богудонии.
Константин Фёдоров — автор пьес, инсценировок и либретто спектаклей, поставленных в кукольных, драматических и музыкальных театрах России, Хорватии, Монако и США. Помимо драматургических произведений, он пишет сценарии художественных и анимационных фильмов, а еще — преподает.
Пьесу «Мойры Петроградского района» драматург написал для лаборатории в Московском областном государственном театре кукол. Критики отметили, что пьеса пропитана петербургской атмосферой, а спектакль, хоть и был поставлен в другом городе, эту атмосферность сохранил.
«Мойры Петроградского района» очаровали Нонну Малыгину, она обратилась к автору за разрешением поставить пьесу в Таганроге, предварительно адаптировав ее. Константин разрешил. И не пожалел об этом.
Новая таганрогская постановка поражает как формой, так и содержанием. Дух именно нашего города в ней чувствуется самым явным образом. Впрочем, спектакль этот о том, нехватка чего сейчас остро ощущается в любом поселении, во всякой стране, на всей нашей планете: о современном дефиците человечности.
Индивидуализм появился не сегодня. У американского выражения «это твои проблемы» есть еще древнегреческий предшественник: «У каждого своя судьба». К слову, Мойры – как раз языческие богини судьбы из древнегреческой мифологии. Они следят, чтобы нити человеческих судеб не запутывались между собою.
А нити, между тем, не просто запутываются, а переплетаются, создавая удивительный гобелен. Мастер, творящий это чудо, остается невидимым нам, зрителям. Зато у нас на глазах очеловечиваются Мойры, связуя порванные нити. И постепенно собираются воедино, оказываются связанными между собой казавшиеся отдельными и независимыми сцены, фрагменты, элементы…
Спектакль – кукольный, но без ширмы. Артисты Константин Илюхин, Екатерина Андрейчук и Людмила Илюхина не только «оживляют» кукол, но и параллельно играют собственные роли: Мойры – это они. Куклы уникальны — тоже из нитей, которые обмотаны вокруг проволочных каркасов.
Когда-то родившаяся в нашем городе Елизавета Тараховская сыграла немалую роль в появлении в нашей стране нового вида театрального искусства – выросшего из былых балаганов кукольного театра. Театр Образцова во многом благодаря Тараховской стал мировым флагманом в развитии этого нового вида искусства. И вот на ее малой родине, в Таганроге, в ТаКТе, благодаря новым технологиям, а прежде всего — таланту и самоотдаче актеров и режиссера звучит новое слово в искусстве…
Впрочем, главное – другое. Другое слово. Как оно отзовется в наших душах?..
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото Андрея Лызь
Мы уже сообщали, что в Таганроге подвели итоги конкурса «Эпоха Антоши Чехонте».