1 апреля исполнилось сто лет со дня рождения Игоря Ивановича Шавши – человека, еще при жизни ставшего легендой для нескольких поколений авиаторов.
Пройдя две войны и потеряв многих близких людей и друзей, он до последнего не терял веру в человека. «Достойны восхищения вера Джордано Бруно, боярыни Морозовой, Владимира Ленина…» — говорил он в одном из интервью. Достоин нашего восхищения и жизненный путь Игоря Шавши.
Образец смелости и честности (сейчас говорят, что таких днем с огнем не сыщешь), Игорь Иванович смог «приручить» само небо, потому что искренне верил, что человек может достичь больших высот, чем думает сам. Недаром он с гордостью цитировал слова своего кумира Валерия Павловича Чкалова: «Если быть, то быть лучшим!»
«Наверное, мне везло в авиации», — говорил Игорь Шавша. Но сложно назвать везением то, к чему человек стремится, преодолевая препятствия. Юноша с детства серьезно загорелся авиацией, с четвертого класса увлеченно читал книги про самолеты, но в аэроклуб в девятом классе на летное отделение его не приняли по идеологическим соображениям – дед был священником. Несмотря на это, внук с теплом говорил о его религиозности и приравнивал свою веру в идею к вере Христа: «Мы с дедом были одной веры. Он и я верю в добро, справедливость и дружбу всех народов, в самое справедливое для всех общество – социализм».
Вместо летного отделения поступил на техническое Вольской школы авиатехников, стал механиком самолетов.
Почётный лётчик «Нормандии-Неман»
Когда началась Великая Отечественная война, его быстро выпустили обслуживать истребители в звании сержанта-авиамеханика. К мечте о небе приблизился в 1942 году, когда по приказу Сталина годных ребят из обслуживающего персонала стали набирать в авиаучилища. Из добросовестного техника получился летчик, однако повоевать в небе Великой Отечественной ему не пришлось. Шавша служит в легендарном полку «Нормандия-Неман» — коалиционном воинском формировании, состоящем из французских летчиков и советских авиамехаников. Обслуживает самолеты, обеспечивая безопасность более 150 боевых вылетов (после войны его внесут в список как почетного летчика полка).
В 1945 году Игорь Шавша поступает в школу мастеров воздушного боя. Уже через год готовится к полетам на первых реактивных самолетах Як-15 и МиГ-9, принимает участие в параде над Красной площадью и даже присутствует на приеме у Сталина.
Спустя год — командир эскадрильи
В 1950-1953 годах начались жестокие сражения между северокорейской (коммунистической) и южнокорейской (сторонником капиталистического пути развития) странами. Север поддержали Китай и СССР, а юг – США. Сам Игорь Шавша как летчик называл везением то, что его зачислили в дивизию, направляемую для защиты неба КНДР. Гвардии лейтенант, командир звена, летающий на Миг-15, поехал в Корею младшим летчиком. Примечательно, что именно звено Шавши оказалось единственным в полку, не имевшим потерь за год войны (учитывая, что однажды после возвращения на аэродром после воздушного боя в фюзеляже его самолета насчитали 32 пробоины). По воспоминаниям самого летчика, «наши Миг-15 отличались от американских F-86 поразительной живучестью, а в скорости и высоте заметно превосходили».
Самые тяжелые дни в ходе корейской войны Игорь Иванович пережил, когда погиб его боевой товарищ Евгений Стельмах, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Произошло это в конце 1951-го во время атаки наших истребителей на американские Б-29 – «летающие крепости», оборудованные 11 пулеметными точками кругового обстрела. За год войны в Корее летчик-истребитель совершил 100 боевых вылетов, сбил пять американских самолетов (в группе – восемь), прошел путь от младшего летчика до командира эскадрильи. Позже он говорил: «Мы воевали за идею, в небе Кореи мы защищали идеи социализма, лучшей цивилизации в истории человечества».
Наставник космонавта и главкома
После корейской войны — служба в Таганроге. Игорь Шавша командует эскадрильей в 963-м авиационном учебному полку Ейского высшего военного авиационного училища летчиков имени В.М. Комарова. Среди тех, кто считал его своим наставником, — летчики, впоследствии ставшие известными во всем мире: космонавт Владимир Джанибеков, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ Владимир Михайлов, знаменитые летчики-испытатели Анатолий Квочур, Виктор Пугачев, Александр Аверьянов, Сергей Мельников и многие другие.
Летал он до 60 лет, освоив в результате 40 типов самолетов производства СССР и США, Польши и Чехословакии. А когда подниматься за облака не позволил поврежденный в бою над Кореей позвоночник, переключился на активную общественную работу.
1 апреля 2012 года в память об Игоре Ивановиче Шавше на доме, где он жил, по адресу: Октябрьская площадь, 2 состоялось открытие мемориальной доски.
Игорь Шаваша — человек, прошедший две войны и заслуживший сорок наград СССР, Китая, Кореи, Франции, Польши, среди которых два ордена Отечественной войны, два – Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, китайские орден и медаль. И дело не в количестве наград. Легендарный летчик был убежден: люди обязаны бороться за правду, гордиться героизмом простых российских граждан. Тогда восторжествуют и честность, и справедливость.
Кстати
На втором этаже корпуса библиотеки имени А.П. Чехова, расположенного по улице Греческой, в эти дни действует фотовыставка, посвященная памяти Игоря Ивановича Шавши.
Ольга Головкова, фото Сергея Плишенко, Анатолия Ивашова, Таганрогского музея авиационной техники