В последнее время все чаще можно встретить торговые автоматы, которые реализуют прохладительные напитки, шоколад и горячий кофе.
Продажа товаров через автоматы одно из направлений научно-технического прогресса в торговле. Ее развитие повышает уровень культуры торгового обслуживания, сокращает трудовые затраты и повышает производительность труда в торговле.
В соответствии с пунктом 60 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденным Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, под торговым автоматом (вендинговым автоматом) понимается нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи , оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
— наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
— сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;
— место изготовления товара;
— цену в рублях и условия приобретения товара;
— гарантийный срок, если он установлен;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
— срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
— адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
— информацию о правилах продажи товаров.
Используя торговые автоматы, необходимо учитывать некоторые ограничения, налагаемые законодательством. Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» в России запрещена продажа табачных изделий с использованием автоматов.
Индивидуальные предприниматели без наемных работников были освобождены от использования контрольно-кассовой техники при торговле через автоматы до 1 июля 2019 г. (пункты 11 и 11.1 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»). На сегодняшний день при осуществлении этого вида деятельности наличные денежные расчеты должны производиться с применением онлайн-кассы. Правда, контрольно-кассовую технику можно не использовать при продаже через торговые автоматы бахил (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).