Второй воскресный день после праздника Святой Троицы — Собор всех святых, в земле Русской просиявших. В преддверии этой даты собеседником нашего корреспондента стал настоятель Никольского храма иеромонах Маврикий (Звягинцев).
— Отец Маврикий! Через неделю после Дня Святой Троицы мы почтили всех святых – посвящённым им праздником. Почему и зачем, когда и как возник праздник всех святых, в земле Русской просиявших?
— Русская Православная Церковь – одна из крупнейших поместных церквей. В ней – очень много подвижников благочестия и веры в различных чинах: мученики, святители, князья, очень много преподобных, достаточно много праведников, как, например, наш Павел Таганрогский, или же праведная Иулиания Лазаревская, день памяти которой 23 июня, – многодетная женщина, самоотверженная русская христианка, жившая в XVI веке, которая всей своей жизнью выразила любовь к Богу и ко всем людям, которая тайно молилась ночью, по молитвам которой Бог творил чудеса, и продолжает их творить. И таких святых, которые тайно или явно угодили Богу, в земле Русской – очень много. А сам праздник – достаточно новый: он возник в ХХ веке. Службу этим святым составил святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, который и сам прославлен в лике святых. Этот праздник подчёркивает святость нашей Церкви, особое благочестие русского народа, его глубокую веру.
— А нет ли в этом противопоставления Русской Церкви остальному христианскому миру?
— Конечно, нет. В Соборе Всех Святых Церковь показывает свои плоды. Недаром праздник Всех Святых – в первый воскресный день после Троицы. День Святой Троицы, или Пятидесятница, сошествие на святых апостолов Святого Духа – основание Церкви, её день рождения. Святой Дух живёт в этой Церкви и ей руководит. Второе воскресенье по Пятидесятнице – Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Но если мы посмотрим в календарь, — мы увидим и соборы святых разных русских земель.
— И святые в своём большинстве – местночтимые?
— В большинстве своём они – неизвестные миру. Далеко не все святые прославляются, заносятся в календарь, об этом напоминает и знаменитая книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Многие не показывают чудотворений, но имеют особые дары Святого Духа: у кого-то – дар утешения, у кого-то – дар молитвы… А многие светильники веры уходят от мира, но молятся при этом за весь мир.
— Батюшка! Вы – древлехранитель Ростовской-на-Дону епархии, член комиссии по канонизации святых Донской митрополии. А приходилось ли вам встречаться со святыми лично, при их земной жизни?
— Будучи ещё молодым человеком, в начале 2000-х, я занимался паломническими поездками из Ростова-на-Дону, и однажды мы ездили в августе, на праздник Пантелеимона Целителя, в Абхазию, в Новый Афон. И мы там встретили дедушку. В дальнейшем узнали, что это был монах Геронтий. Он, сопровождая нашу группу, подходил к отдельному человеку, читал ему Священное Писание в стихах. А уже по дороге назад, в автобусе, люди начали понимать, что он каждому из них открывал его скрытые грехи и страсти. Он жил в горах, в пещерке. После того, как умер, до того, как его нашли, долгое время пролежал под открытым небом, но тело осталось нетленным, и животные к нему не прикоснулись. А нашли его с улыбкой на лице. Я считаю, что мы тогда, 20 лет назад, встретили настоящего святого человека.
— Вы принимали активное участие в процессе подготовки канонизации святого Павла Таганрогского, а сейчас ведёте работу по подготовке к прославлению и других святых нашего Донского края. Кто они?
— Это – наша знаменитая подвижница благочестия старица Мария Величко. 29 июня исполняется 80 лет со дня её блаженной кончины. Всех желающих помолиться с нами милости просим во Всехсвятский храм и в часовню святого старца Павла Таганрогского, где покоятся её мощи.
Известный светильник веры – ростовский пастырь протоиерей Иоанн Домовский, который скончался в 1930 году.
Также в нашей земле почитается архимандрит Модест (Потапов), наместник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. Я в начале своего священства, будучи четыре с половиной года насельником этого монастыря, встречался с людьми, которые получали благодатную помощь от отца Модеста, со дня смерти которого к тому времени прошло уже более 15 лет.
Через останки святых действует особая Божественная благодать. Частицы мощей старца Павла находятся в разных храмах не только Ростовской области, но и различных регионов и городов России, и за рубежом, даже в Америке.
— Получается, святые – посредники между Богом и остальными людьми. Но если Бог – Отец Небесный для каждого из нас, — нужны ли нам посредники? Или это не Бог, а святые творят чудеса?
— Обычный человек опасается и боится Бога, потому что Бог – непознаваем. И не нужно путать этот страх со страхом Божиим. Страх Божий – не боязнь того, что Бог покарает, а благодатное и трепетное отношение к Нему, страх удалиться от Бога, отпасть от Него. Все чудеса, которые совершаются, творит Господь Бог, но – по молитвам и ходатайствам святых. Святые – наши ходатаи, помощники, проводники, через которых нам и даруется Божественная благодать. Сами-то мы молиться толком не умеем, наша вера слаба; мы постоянно себя жалеем, ищем себе послабления, в том числе – в пост.
— К слову, насчёт поста. А как появился Петров пост?
— Петров пост возник в Римской церкви в память её основателей — апостолов Петра и Павла. Другое его название – апостольский. У Римской церкви эту традицию переняли и другие поместные церкви. Апостолы постились перед выходом на проповедь. В память об этом постимся и мы. Люди всегда пытались взять на себя особые подвиги. И Церковь предлагает в пост определённый подвиг – воздержание от определённой пищи. Петров пост – нестрогий, бывает разной длительности – от 50-ти дней до недели – в зависимости от Пасхи, ранняя она или поздняя. В этом году он продолжается ровно месяц.
— А если пожилой женщине необходимы молочные продукты, как лекарство? Или у человека – сахарный диабет?..
— Пост – это не закон. Подвиг поста себе определяет сам человек. Не поститься – не грех. При некоторых заболеваниях вообще нельзя поститься. Если больной человек постится, вот это – грех. Потому что такой человек не бережёт своё тело, а оно является сосудом Святого Духа. Но поститься можно по-разному. Например, если человек очень любит чай, то, если он откажется на время поста от чая, — это будет подвиг.
Многие родители и бабушки спрашивают: как поститься детям? Я советую предлагать им ради Христа, ради поста временно отказаться от мультиков. И многие дети на это соглашаются. Пища-то для них не имеет значения, да и поститься-то им нельзя, потому что их организмы растут, развиваются. А отказаться от мультиков для них – подвиг. В пост нам нужен какой-то подвиг. А если я всё равно равнодушен к мясу, для меня отказ от него подвигом-то и не является. И вообще: что такое пост? Можно заглянуть в историю Церкви. В первые века христианства пост был иудейский: человек ничего не вкушал в течение дня, а ел и пил после захода солнца. Позднее подвиг поста стал подразумевать экономию. Мясо стоило дорого. Христианин от него временно отказывался, вкушал более простую и дешёвую пищу, а сэкономленные деньги раздавал неимущим, нищим – совершал подвиг добродетели. А сейчас многие пост понимают, как диету…
— А если человек постился, но нарушил пост?..
— Один мой знакомый, уже взрослый человек, попытался в этом году поститься. И так расстроился, говорит: «Я пост в командировках нарушал». А какая-то бабушка в храме ему сказала: «Раз ты пост нарушал, — твой пост был бессмысленным». Я говорю: «Нет! Господь принимает подвиг любого человека! Если человек ограничивает себя в чём-то ради Христа, это – подвиг. Нарушив пост, не нужно унывать. Если упал в пути, нужно подниматься и идти дальше – к своей цели».
— Это касается и грехопадений?
— Конечно! Грех отлучает человека от Бога. Но падения, грехопадения бывают у всех. Но, приходя к Богу, в молитве человек обретает спокойствие духа, обретает мир внутри себя. А преподобный Серафим Саровский учит: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
— Если грехи бывают у всех, в том числе и у святых, — чем же тогда они отличаются от остальных?
— Отличие в том, что они осознают свою греховность. И никогда себя не превозносят. И живут служением Богу и людям – выполняют заповедь любви.
— А можно почувствовать святого человека?
— Даже верующий человек может иметь на себе греховный отпечаток, мешающий почувствовать это. Тем более, что святые люди скрывают от окружающих свою святость – для того, чтоб их не превозносили. Но святые люди друг друга всегда чувствуют, потому что у них – единый дух – дух Божественной благодати. Они друг друга понимают без слов. Потому что всегда находятся в молитве – читают мысленно молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)», или более краткие её формы. Через эту молитву освящаются ум, душа и тело. Кто-то читает Богородичное правило…
Есть греческий святой ХХ века – святитель Нектарий Эгинский: 22 июня – день его памяти (день обретения мощей). Будучи ещё молодым священником, он творил чудеса, сам не замечая этого. Он претерпевал много гонений от самой Церкви: ему завидовали. Но он всё принимал как волю Божью. Молился за своих обидчиков. Будучи епископом, не стеснялся, шёл убирал туалеты в школах, но занимался и просветительской деятельностью. И всегда оставался со Христом. А сейчас на остров Эгина, где почитают его мощи, стекаются миллионы людей, чтобы поклониться этому святому, попросить его молитв.
— Наша старица Мария Величко – современница святителя Нектария Эгинского. Готовится ли её прославление Церковью в лике святых?
— Решение о прославлении принимает Священный синод. Мы собираем материалы. Для того, чтобы человека прославить, нужно предоставить большое число доказательств. Причем должно быть написано не просто: «У меня прошла головная боль» — необходимы медицинские документы. Например, было подтверждённое анализами, другими исследованиями онкологическое заболевание. Человек молился старице Марии. При повторном обследовании заболевание не обнаружено. По старице Марии есть прижизненные чудеса. Есть свидетельства о том, что она и сейчас помогает. Но у нас – такая проблема. Наш народ, будучи верующим, остаётся суеверным. Некоторые считают, что, если рассказать о случившемся чуде, можно его потерять. Я сталкивался с этим неоднократно: «Вы же получили исцеление! Засвидетельствуйте это!» А в ответ: «Нет, нет! Это – только наше чудо!» Хотя многие с радостью делятся чудом, совершённым тем или иным угодником Божьим. В Таганроге на Старом кладбище – много могилок людей, которые особо почитаются.
— А если среди наших читателей окажутся люди, готовые поделиться чудом, куда им обращаться?
— В наш Никольский храм. У нас есть разработанная анкета, которую нужно заполнить и приложить подтверждающие чудо документы.
— 15 июня – 130-летие со дня рождения митрополита Иосифа (Чернова). Есть ли надежда на его прославление в лике святых?
— Конечно! Но сбором документов для его прославления в лике святых занимается Алма-Атинская епархия, поскольку он был митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским. Мы помогаем сбором свидетельств об отрезке его жизни, проведённом в Таганроге. Он в своё время прислуживал во Всехсвятском храме. Старица Мария ему прорекла, что он будет Владыкой. В монашество его в 1918-м в Таганроге постриг епископ Арсений (Смоленец), у которого Иван Чернов был келейником. В 1932 году была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Чернова) во епископа Таганрогского. Он был неоднократно репрессирован, много лет провёл в заключении, неоднократно приговаривался к расстрелу – как немецкими оккупантами, так и нашими, советскими, богоборцами. Но Бог его берёг.
— На иконах святой праведный Павел Таганрогский изображается с большой просфорой в руках. Это потому, что он работал грузчиком в Таганрогском порту на хлебных ссыпках?
— Нет. Старец Павел, будучи мирянином, очень любил посещать богослужения. А просфоры он покупал и раздавал болящим людям; заключённым, которых посещал в тюрьме; морякам, которые уходили в плавание. И те люди, которые не могли приобщиться Святых Христовых Таин, через освящённый хлеб могли освящаться. Сейчас мы заказали печать с изображением старца Павла. На день его памяти, его прославления, 20 июня, в нашем Никольском храме уже будут большие просфоры с его изображением. Делаем это прежде всего ради паломников.
— Кто может стать святым?
— Каждый член Церкви. Каждый из нас, к чему мы и стремимся. На Божественной Литургии все, находящиеся в храме называются святыми. Священник в конце Литургии, поднимая Агнец перед раздроблением, возглашает: «Святая святым».
Беседу вёл Антон Сахновский.
Фото предоставлены Таганрогским благочинием