Елена Остапенко: с Чайковским по жизни

Юбилеи приходят ко всем, всегда неожиданно, но всегда с вопросом: а что сделано? Для Елены Александровны Остапенко этот вопрос предполагает большой ряд перечислений, ведь и жизненных, и творческих достижений у нее немало.

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, о начале своего творческого пути.

— Я родилась, выросла и получила образование в Казани. Казань всегда была городом больших культурных событий. Мы, студенты музыкального училища, а позже Казанской государственной консерватории, имели счастье «вживую» слышать игру великих мастеров – Гилельса, Рихтера, Ростроповича, Вишневскую.

Мы переслушали практически всю мировую классику в исполнении созданного Натаном Рахлиным из студентов консерватории симфонического оркестра. Эти концерты формировали наш музыкальный вкус, расширяли знания о классическом и современном репертуаре.

Сейчас этот оркестр – в руках таганрожца Александра Сладковского, который продолжает традиции, заложенные в свое время знаменитым дирижером. Поистине узоры судеб непредсказуемы.

— Как вы оказались в Таганроге?

— По счастливой случайности. В Казани я познакомилась с будущим мужем — таганрожцем, фанатично преданным этому южному городу. Он сумел и меня «влюбить» в Таганрог, хотя привыкание было долгим. Но сейчас этот город стал для меня «лучшим местом на земле», и не только потому, что его историческая судьба по-своему уникальна, самобытна. Таганрог интересен прежде всего людьми. Я не говорю о всемирно известных личностях, в нем и сейчас живут люди, о которых можно писать повести, рассказы, романы. Чехова бы сюда!

— Вы автор многих статей, книг о Таганроге и его людях, сборников переложений музыкальных произведений. Откуда черпаете вдохновение и силы, ведь вы еще и мать троих детей, занимаетесь внуками, продолжаете работать?

— Видимо, виной всему тот «вирус просветительства», которым нас заразили еще в музыкальном училище. Наши педагоги вложили в нас столько эмоционального заряда, что и сейчас он продолжает быть действенным.

Педагогическая работа не может существовать без этого заряда, без увлеченности и желания поделиться своими знаниями. А сборники ансамблевых переложений произведений Исаака Дунаевского, Франца Шуберта, песен времен Великой Отечественной войны появились именно от желания не дать этой замечательной музыке быть забытой, вдохнуть в нее вторую жизнь. Концерты-презентации этих сборников в различных залах города показали, что и маленькие, и взрослые исполнители получали от совместного музицирования удовольствие и радость. Достаточно было посмотреть на их лица, чтобы убедиться в этом.

Судьба подарила мне возможность работать со многими замечательными музыкантами Таганрога. Это известные люди в городе – Галина Петровна Гриценко, Лариса Андреевна Иваненко, Нонна Филипповна Помазкина, Владимир Семёнович Войченко, Ольга Викторовна Каркошко, Валерий Алексеевич Русанов, Ольга Владимировна Букша и многие другие. О некоторых из них я написала газетные очерки, отдавая дань их творческим заслугам. Таганрог – город с глубокими музыкальными корнями, и эти корни культуры питают и его современную жизнь.

— Как появились на свет книги?

— Книгу «Пусть вечно длится музыки урок…» задумала Нонна Филипповна Помазкина. Она собрала огромный материал о людях, работавших на музыкально-педагогическом факультете ТГПИ со дня его основания. Мы писали эту книгу больше года, собираясь ежедневно после работы, разбирая фотографии, документы, письма. Многих преподавателей я не знала, так как начала работать на факультете с 1981 года, но, погружаясь в воспоминания студентов и коллег, начинала уважать и любить этих уникальных людей. Гировский, Холоденко, Коваленко, Ванденко – эти фамилии до сих пор произносят с душевным волнением те, кто у них учился, и не зря музфак называли в то время «мини-консерваторией».

А книга «Чайковские и Таганрог» не появилась бы без еще одного увлеченного историей города человека – Зинаиды Анатольевны Бойко. Материалы, собранные в период ее работы заведующей нотно-музыкальным отделом библиотеки имени А.П. Чехова, стали основой книги. Она предложила просмотреть эти материалы, и поскольку «Письма П.И. Чайковского к близким» многие годы были моей настольной книгой, я с увлечением взялась за работу.

И здесь не обошлось без «узоров судьбы». Когда я училась на третьем курсе музыкального училища, нас, теоретиков, как лучшую группу премировали поездкой в Клин, в Дом-музей Чайковского. Могла ли я думать тогда, что вернусь сюда и буду работать в архиве Дома-музея, встречаться с родственниками великого композитора, держать в руках его переписку с братьями Ипполитом и Модестом? До сих пор помню то трепетное чувство, которое испытывала, разбирая неопубликованные письма Ипполита Ильича к брату Петру. Каждое письмо дышит  сердечностью, теплом, любовью.

Интересные материалы были найдены в московских музеях – имени Бахрушина, музее Глинки, научном отделе Эрмитажа. Надеюсь, эта книга добавила некоторые страницы в историю музыкальной культуры города.

В том, что эта книга увидела свет, есть немалая заслуга Ирины Валериевны Голубевой и Леонида Аркадьевича Матусевича, которые с энтузиазмом поддержали проект. Сейчас книга, как своеобразная визитная карточка города, представлена не только в российских городах, но и в городах Франции, Германии, Голландии, Америки.

— Ваши дети пошли по вашим стопам?

— Мои дети окончили 3-ю музыкальную школу (она сейчас носит имя Анатолия Гарифовича Абузарова), но профессию музыканта выбрал сын Пётр. После окончания Академии музыки имени Гнесиных он работает в Государственной капелле им. Кожевникова. Капелла выступает с концертами под управлением великолепных дирижеров – Плетнёва, Гергиева, Федосеева, Курентзиса, Сладковского. Но все дети поддерживают меня в моих творческих проектах (наверное, во многом авантюрных), понимая, что изгнать эту «бациллу трудоголика» из людей нашего поколения практически невозможно.

— Появляются ли у вас мысли о новых проектах?


-Хочу переиздать сборник переложений песен Исаака Дунаевского, переработанный и дополненный. Но пока самый главный проект – провести в мае большой концерт, составленный из песен Великой Отечественной войны, которые явились своеобразной летописью военного времени. Жизнь непредсказуема и этим интересна. Появляются новые идеи, и, если хватит сил, будем осуществлять их.

— Дорогая Елена Александровна, хочу поблагодарить вас за внесенный личный вклад в историографию самобытной, неповторимой культурной жизни Таганрога. Горжусь общением с вами, оно связано с самыми лучшими и запоминающимися моментами в моей жизни. Восхищаюсь вами как профессионалом высочайшего класса, истинным интеллигентом и мудрым, чутким человеком. От всей души сердечно поздравляю вас с юбилейной датой! Желаю вам здоровья, радости, благополучия и, конечно же, новых творческих достижений на благо родного города!

Любовь Бурякова, фото Евгения Лопаткина иtaganrog.bezformata.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *