Елена Остапенко: с Чайковским по жизни

Юбилеи приходят ко всем, всегда неожиданно, но всегда с вопросом: а что сделано? Для Елены Александровны Остапенко этот вопрос предполагает большой ряд перечислений, ведь и жизненных, и творческих достижений у нее немало.

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, о начале своего творческого пути.

— Я родилась, выросла и получила образование в Казани. Казань всегда была городом больших культурных событий. Мы, студенты музыкального училища, а позже Казанской государственной консерватории, имели счастье «вживую» слышать игру великих мастеров – Гилельса, Рихтера, Ростроповича, Вишневскую.

Мы переслушали практически всю мировую классику в исполнении созданного Натаном Рахлиным из студентов консерватории симфонического оркестра. Эти концерты формировали наш музыкальный вкус, расширяли знания о классическом и современном репертуаре.

Сейчас этот оркестр – в руках таганрожца Александра Сладковского, который продолжает традиции, заложенные в свое время знаменитым дирижером. Поистине узоры судеб непредсказуемы.

— Как вы оказались в Таганроге?

— По счастливой случайности. В Казани я познакомилась с будущим мужем — таганрожцем, фанатично преданным этому южному городу. Он сумел и меня «влюбить» в Таганрог, хотя привыкание было долгим. Но сейчас этот город стал для меня «лучшим местом на земле», и не только потому, что его историческая судьба по-своему уникальна, самобытна. Таганрог интересен прежде всего людьми. Я не говорю о всемирно известных личностях, в нем и сейчас живут люди, о которых можно писать повести, рассказы, романы. Чехова бы сюда!

— Вы автор многих статей, книг о Таганроге и его людях, сборников переложений музыкальных произведений. Откуда черпаете вдохновение и силы, ведь вы еще и мать троих детей, занимаетесь внуками, продолжаете работать?

— Видимо, виной всему тот «вирус просветительства», которым нас заразили еще в музыкальном училище. Наши педагоги вложили в нас столько эмоционального заряда, что и сейчас он продолжает быть действенным.

Педагогическая работа не может существовать без этого заряда, без увлеченности и желания поделиться своими знаниями. А сборники ансамблевых переложений произведений Исаака Дунаевского, Франца Шуберта, песен времен Великой Отечественной войны появились именно от желания не дать этой замечательной музыке быть забытой, вдохнуть в нее вторую жизнь. Концерты-презентации этих сборников в различных залах города показали, что и маленькие, и взрослые исполнители получали от совместного музицирования удовольствие и радость. Достаточно было посмотреть на их лица, чтобы убедиться в этом.

Судьба подарила мне возможность работать со многими замечательными музыкантами Таганрога. Это известные люди в городе – Галина Петровна Гриценко, Лариса Андреевна Иваненко, Нонна Филипповна Помазкина, Владимир Семёнович Войченко, Ольга Викторовна Каркошко, Валерий Алексеевич Русанов, Ольга Владимировна Букша и многие другие. О некоторых из них я написала газетные очерки, отдавая дань их творческим заслугам. Таганрог – город с глубокими музыкальными корнями, и эти корни культуры питают и его современную жизнь.

— Как появились на свет книги?

— Книгу «Пусть вечно длится музыки урок…» задумала Нонна Филипповна Помазкина. Она собрала огромный материал о людях, работавших на музыкально-педагогическом факультете ТГПИ со дня его основания. Мы писали эту книгу больше года, собираясь ежедневно после работы, разбирая фотографии, документы, письма. Многих преподавателей я не знала, так как начала работать на факультете с 1981 года, но, погружаясь в воспоминания студентов и коллег, начинала уважать и любить этих уникальных людей. Гировский, Холоденко, Коваленко, Ванденко – эти фамилии до сих пор произносят с душевным волнением те, кто у них учился, и не зря музфак называли в то время «мини-консерваторией».

А книга «Чайковские и Таганрог» не появилась бы без еще одного увлеченного историей города человека – Зинаиды Анатольевны Бойко. Материалы, собранные в период ее работы заведующей нотно-музыкальным отделом библиотеки имени А.П. Чехова, стали основой книги. Она предложила просмотреть эти материалы, и поскольку «Письма П.И. Чайковского к близким» многие годы были моей настольной книгой, я с увлечением взялась за работу.

И здесь не обошлось без «узоров судьбы». Когда я училась на третьем курсе музыкального училища, нас, теоретиков, как лучшую группу премировали поездкой в Клин, в Дом-музей Чайковского. Могла ли я думать тогда, что вернусь сюда и буду работать в архиве Дома-музея, встречаться с родственниками великого композитора, держать в руках его переписку с братьями Ипполитом и Модестом? До сих пор помню то трепетное чувство, которое испытывала, разбирая неопубликованные письма Ипполита Ильича к брату Петру. Каждое письмо дышит  сердечностью, теплом, любовью.

Интересные материалы были найдены в московских музеях – имени Бахрушина, музее Глинки, научном отделе Эрмитажа. Надеюсь, эта книга добавила некоторые страницы в историю музыкальной культуры города.

В том, что эта книга увидела свет, есть немалая заслуга Ирины Валериевны Голубевой и Леонида Аркадьевича Матусевича, которые с энтузиазмом поддержали проект. Сейчас книга, как своеобразная визитная карточка города, представлена не только в российских городах, но и в городах Франции, Германии, Голландии, Америки.

— Ваши дети пошли по вашим стопам?

— Мои дети окончили 3-ю музыкальную школу (она сейчас носит имя Анатолия Гарифовича Абузарова), но профессию музыканта выбрал сын Пётр. После окончания Академии музыки имени Гнесиных он работает в Государственной капелле им. Кожевникова. Капелла выступает с концертами под управлением великолепных дирижеров – Плетнёва, Гергиева, Федосеева, Курентзиса, Сладковского. Но все дети поддерживают меня в моих творческих проектах (наверное, во многом авантюрных), понимая, что изгнать эту «бациллу трудоголика» из людей нашего поколения практически невозможно.

— Появляются ли у вас мысли о новых проектах?


-Хочу переиздать сборник переложений песен Исаака Дунаевского, переработанный и дополненный. Но пока самый главный проект – провести в мае большой концерт, составленный из песен Великой Отечественной войны, которые явились своеобразной летописью военного времени. Жизнь непредсказуема и этим интересна. Появляются новые идеи, и, если хватит сил, будем осуществлять их.

— Дорогая Елена Александровна, хочу поблагодарить вас за внесенный личный вклад в историографию самобытной, неповторимой культурной жизни Таганрога. Горжусь общением с вами, оно связано с самыми лучшими и запоминающимися моментами в моей жизни. Восхищаюсь вами как профессионалом высочайшего класса, истинным интеллигентом и мудрым, чутким человеком. От всей души сердечно поздравляю вас с юбилейной датой! Желаю вам здоровья, радости, благополучия и, конечно же, новых творческих достижений на благо родного города!

Любовь Бурякова, фото Евгения Лопаткина иtaganrog.bezformata.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *