В Ростовской области при прокладке водовода в Донецкую народную республику археологи нашли неизвестные захоронения древних греков. О чём говорят находки и что науке уже известно о жизни в Танаисе первых веков, рассказывает кандидат исторических наук Южного федерального университета.
Археологические раскопки перед началом строительства водовода в Ростовской области велись в рекордные сроки: всего за два месяца ученые сделали множество важных открытий. Это нередкий пример «экстремальной археологии», когда учёным приходится спешно работать и идти на компромиссы со строителями, чтобы и наука не потеряла ценные находки, и важный инфраструктурный проект был закончен в срок. Так, например, перед строительством Крымского моста был найден ушедший под воду город Акра, а при строительстве трассы Таврида — курганы, валы и городища бронзового века.
Доцент кафедры археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ Сергей Ильяшенко неоднократно руководил археологическими экспедициями в античном эмпории (греческой колонии) Танаис, на территории которого сегодня находится одноименный музей-заповедник.
Находки 2023 года, по словам Сергея Михайловича, были обнаружены за пределами музея, в километре от уже хорошо известного некрополя. Там обнаружились 60 захоронений V–VI веков: они уже были разграблены, и тем не менее являются интересным материалом для изучения, а также, что особенно неожиданно, ещё одна группа погребений I–II веков нашей эры, до которых грабители не успели добраться. Такие находки — большая редкость для нашего времени.
- По косвенным находкам мы предполагали, что существуют некие захоронения за пределами главного городского некрополя, и сейчас это окончательно подтвердилось. Эти тридцать жителей Танаиса были похоронены либо в ладьевидных колодах, либо буквально в лодках — древесина не сохранилась, поэтому выводы о форме гроба можно делать только исходя из формы могилы и оставшегося древесного тлена, который иногда держит форму тысячи лет после разложения самой ладьи. Такие захоронения встречались и раньше, но не больше десятка на целое кладбище, а тут могильник только из них, — объяснил Сергей Ильяшенко.
В нетронутых комплексах захоронений, помимо их нетипичной формы, интересны также погребальные артефакты — украшения и посуда из Малой Азии. Из этих особенностей археологи делают предварительные выводы, что все захороненные вне Танаиса были представителями отдельной общины греков, отличавшейся происхождением, родом деятельности либо религиозной принадлежностью. Доцент ЮФУ считает, что такие выводы преждевременны.
- Мы крайне мало знаем об общинах Танаиса и их отличиях друг от друга. Нам известны их самоназвания: танаиты и эллины. По распространенной версии эллинами себя называли потомки греков-пенрвопроходцев, выходцев из столицы Боспорского царства — Пантикапея, а танаитами — граждане города из числа варварских племен Нижнего Дона, но и это не подтверждено фактами. Дискуссия о том, кем были танаиты и эллины, идет уже сто лет, и сейчас однозначно сказать, что была ещё третья община, и мы имеем дело именно с их могилами — нельзя, — подчеркнул Сергей Ильяшенко.
Сергей Михайлович добавил, что в первые века нашей эры жители Боспорского царства, куда входил и Танаис, объединялись в религиозные союзы — фиасы. Это были общества для совместных жертвоприношений богам и для совместного решения иных житейских вопросов. Почитали члены фиасов в основном богов греческого пантеона, например Афродиту Уранию, о чем и писали в «отчетах» о своих собраниях на мраморе и известняке: мы такие-то, такого-то дня в правление, например царя Митридата, собрались почтить молитвами Никею Вифинскую — Богиню победы жителей Вифинии.
- Танаис в этом смысле выделяется тем, что здесь был силен культ Бога Высочайшего Внемлющего. У нас нет ни Его изображений, ни объяснений, кем был этот Бог для почитавших его, но можно сказать, что этот культ является проявлением перехода жителей города к монотеизму», — поделился Сергей Ильяшенко.
Были и союзы, не связанные с религией — например, фиас кораблевладельцев. Так что, если умножать версии, можно предположить, что 30 человек, захороненные на рубеже первого-второго веков нашей эры были представителями определенного фиаса. Так или иначе, Сергей Ильяшенко отмечает, что не разорённые грабителями захоронения всегда таят новую информацию для науки.
Центр общественных коммуникаций Южного федерального университета