В таганрогском музее работает выставка «Врут все»

Названная так выставка представлена в здании Литературного музея А.П. Чехова. Её полное название: «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников». Экспозицию представляет Государственный музей истории российской литературы (
ГМИРЛИ) имени В. И. Даля.

Директор Таганрогского музея-заповедника Елизавета Липовенко на открытии выставки напомнила о давних дружеских связях Таганрогского музея и Гослитмузея, о взаимодействии в рамках Ассоциации литературных музеев России и Международного сообщества чеховских музеев.

Куратор выставки, заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Орлов поблагодарил таганрогских коллег за материалы из таганрогских фондов: оригинальные фотографии чеховского окружения, шаржи на знаменитого брата, присланные в музей Александром Чеховым в 1912 году, критические заметки первого историка Таганрога Павла Филевского о воспоминаниях писателя Владимира Богораза стали прекрасным дополнением экспозиции.

Воспоминаний о Чехове осталось множество. И эти воспоминания в очень многом друг другу противоречат. Так, например, Владимир Короленко вспоминает чеховские лучистые голубые глаза, Максиму Горькому Чехов запомнился сероглазым, хотя на самом деле глаза у него были карие. Большинство людей, знавших Чехова лично, отмечали его скромность, но некоторым он показался надменным. И таких примеров – не счесть.

— Огромный комплекс воспоминаний о Чехове, многие из которых стали появляться в печати сразу после смерти писателя, таит в себе удивительные противоречия. И это понятно: о писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях, ценившие его при жизни или признавшие талант только после его смерти, одновременно влюбленные и завидовавшие… Возможно, это разнообразие точек зрения, представленное на выставке, послужит составлению более живого представления об Антоне Павловиче Чехове — писателе и человеке, — поделился своими размышлениями на кураторском показе выставки Эрнест Орлов.

Чтобы нагляднее представить противоречивое разнообразие суждений о Чехове, создатели выставки подготовили цитаты разных мемуаристов относительно чеховской внешности, его манеры одеваться, говорить, манеры поведения и творческого процесса. Эти воспоминания представлены тематическими блоками – на длинных полотнах ткани, напоминающих: с латыни на русский textus переводится как «ткань».

Кураторы выставки не ограничились лишь письменными источниками. Ведь подделать можно даже фотографию. Уже при жизни Чехова были сделаны два фотоколлажа (монтажа). Первоисточниками для коллажей послужили фотографии, сделанные женой Льва Николаевича Толстого Софьей Андреевной Толстой (она неплохо фотографировала) в Крыму, в Гаспре, 12 сентября 1901 года. Но одном из оригинальных фотоснимков Чехов и Толстой запечатлены сидящими за столом на веранде в окружении родственников Льва Николаевича. На другой подлинной фотографии два гения русской и мировой литературы сидят на кушетке. С первого фотонегатива фотограф Сергеенко убрал всех, кроме Толстого и Чехова, подчеркнув таким образом значимость этой встречи. Со второй фотографией поработал известный нижегородский фотограф Дмитриев: его стараниями позади двух великих писателей «появился» третий – Горький. (На фото).

Теперь в интернете можно увидеть и сравнить подлинники с подделками.

Выставка приурочена к грядущему 160-летию Антона Павловича и продолжит работу до конца января.

Антон САХНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *