В ожидании «Небесного тихохода»

В преддверии празднования 75-летия Великой Победы Таганрогский театр имени А.П. Чехова подготовил новую постановку — «Небесный тихоход». Сюжет о дружбе и любви, памятный  старшему поколению по прекрасному фильму, заиграл новыми красками. На сцене даже успели осуществить генеральный прогон… К сожалению, режим самоизоляции, призванный позаботиться о нашем здоровье, отсрочил долгожданную премьеру. Мы же остаемся в предвкушении и уверенности: спектакль увидим уже скоро.

Над его созданием работал режиссер Николай Елесин. Пьеса Алексея Яковлева «Небесный тихоход» составляет единое целое с музыкой Марка Самойлова и стихами Вячеслава Вербина. Корреспонденту «Таганрогской правды» удалось пообщаться с актерами, временно оставшимися без премьеры, и поговорить о новой постановке.

«Природа человека остаётся прежней»

Актер Алексей Алексеев помнит, как еще совсем маленьким посмотрел одноименный фильм. В ту пору он жил в небольшой деревне Приморского края, а его бабушка работала директором клуба. Фильм был черно-белым — шел ретропоказ кинолент о Великой Отечественной войне. Запомнились песни, которые дороги не одному поколению: «Пора в путь-дорогу», «Первым делом, первым делом самолеты…» Алексей отмечает, что многие фильмы тех лет о войне, крепкой дружбе между товарищами, глубоких чувствах, опаленных сражениями, схожи между собой.

— О каких бы временах ни шла речь — о Великой Отечественной, о Киевской Руси или Древней Греции, во взаимоотношениях людей всё остается по-прежнему: преданность, честность, любовь, чувство долга, предательство. Человек может «обрасти» гаджетами, работать с высокими технологиями, но природа его остается прежней. Поэтому и постановки о войне, и Шекспир, и Пушкин актуальны во все времена. Однако во время войны, перед лицом смерти, которая ходила совсем рядом, люди становились более искренними, открытыми, настоящими. Сейчас, заходя в автобус, мы даже и не смотрим друг на друга. Один «в телефоне», другой — с наушниками…

Алексей играет в спектакле капитана Сергея Кайсарова. Говорит, что вначале настраивался на чисто героическую историю. Потом понял – всё гораздо шире:

— Мой герой немножечко бабник, он готов пофлиртовать и с корреспондентом, собирающимся брать интервью… Когда друзья договариваются, что «девушки — потом», он уже женат, но ведь скрывает это! Кайсаров — состоявшийся человек, герой, красавец, у которого своя жизнь и видение мира.

«Мы хотели сделать настоящий подарок…»

В спектакле много музыки, русских танцев, это сложная и объемная работа. Материал может показаться не слишком драматичным, но актеры осознавали необходимость показать чувства, такие неуловимые в наше время.

— Мы не в состоянии даже на пять процентов представить будни войны, весь их ужас и суровую действительность! Еще 10 января прошли первые читки сценария, примерки к новой роли. Три месяца готовились, это и по финансовым вложениям емкая постановка. Только представьте, какую «машину толкали» директор и режиссер! — дополняет свой рассказ Алексей Алексеев. — Много персонажей: женская и мужская эскадрильи. На репетициях мы ориентировались на воспоминания своих дедушек и бабушек. Хотелось сделать настоящий подарок ко Дню Победы.

Генеральная репетиция прошла 25 марта. Первые зрители, в основном сотрудники театра, отметили, что в какие-то моменты будто бы увидели кадры кинохроники. И это очень хороший знак.
Герой Артёма Лопатина — Василий Булочкин — человек скромный, немного в себе, занят любимым делом профессионально и не бравирует этим. Булочкин — зрелый мужчина, сложившийся как личность.

Артём считает, что женщинам на войне правильнее было бы находиться в безопасности, в тылу. Главное, чтобы в бою оставалось чувство: дома любят и ждут!

— Пьеса похожа на фильм, но при этом отличается изнутри. Отношения героев высвечивают иные акценты и нюансы, — подчеркивает Артём Лопатин. — В целом военная драматургия характерна обостренными эмоциями, и мотивации каждого героя максимально обнажены. Когда, наконец, состоится премьера, зритель сможет прийти и убедиться, получилось ли у нас передать чувства и черты своих особенных героев.

Самоотверженные и добрые герои спектакля

— Время привносит в нашу жизнь много нового, — рассказывает Валерия Дыба. — Но какие бы веяния ни входили в моду, хочется верить, что для людей и тогда, и сейчас важны добрые и сильные чувства, светлые эмоции.

Ее героиня — старший лейтенант Маша Светлова — летчица женской эскадрильи. Она самоотверженная, бесхитростная, добрая, как и другие персонажи спектакля. Известно, что женщины на войне не только врачевали, но и воевали наравне с мужчинами, а для любви есть место всегда, независимо от обстоятельств. У Валерии бывает чувство, будто она родилась не совсем в свое время, и эта роль хорошо подошла ей внутренне.

— Наши дедушки и бабушки не любили рассказывать о войне, — вспоминает Татьяна Шабалдас. — И в старом фильме «Небесный тихоход» чувствуется: люди старались оставить в памяти только хорошее — любовь, молодость, весну. «Тихоход» — добрая лирическая комедия.

Ее героиня — военврач первого ранга, полковник медицинской службы Фаина Григорьевна Львович — жесткая внешне, но по-настоящему любящий, искренний человек. Словно воспитатель в детском саду, которому надо иногда и пожурить непонятливых-непослушных, подвергающих себя опасности… Человеческое отношение к подчиненным всегда дорогого стоило, а в военное время надолго осталось в сердцах и в памяти однополчан. Сегодня многое из того, что передают СМИ, транслируется с экранов телевизоров, повествует, к сожалению, о насилии, злобе, жестокости.

«Любовь — двигатель жизни…»

«Небесный тихоход» — не про раны, кровь и взрывы, он — про человеческие чувства и взаимоотношения.

— Очень ответственно нам пришлось подойти и к тому, как всё выглядит на сцене, верно ли надета форма, как правильно двигаться, строить разговор. Мы специально посмотрели много фильмов, в том числе и документальных, про войну, присматриваясь к деталям, — отмечает Татьяна Шабалдас. — Зрители — очень внимательные и чуткие люди. Не там поставишь ударение в слове, обязательно напишут, укажут. И я с большим уважением отношусь к таким замечаниям.

А еще для этой роли пришлось дополнительно заниматься вокалом. Его Татьяна Шабалдас освоила много раньше, но когда какое-то умение долго не задействуешь… Словно художник без кисти или спортсмен без тренировок — никогда нельзя останавливаться. Актриса вновь почувствовала, что следует развиваться дальше и дальше, не довольствуясь достигнутым. В завершение беседы она еще раз подчеркнула: умение любить и быть любимым спасло очень многих в те страшные годы.

Любовь к женщине, мужу, ребенку, к Родине — это и есть двигатель нашей жизни. И те, кто умеет любить по-настоящему, — наше будущее.
— Мой дедушка — сдержанный человек, никогда не рассказывал о войне, но однажды обмолвился: «Если бы не было твоей бабушки и наших детей, наверное, я бы не смог дойти до Победы и вернуться домой», — так завершила нашу беседу Татьяна Шабалдас.

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Сергея Плишенко

Коллектив театра просит передать особую благодарность фотохудожнику Сергею Плишенко за чудесные снимки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content