В августе мы отмечаем три замечательных праздника — три Спаса. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех поводы для торжества связаны со Спасителем.
Спас Медовый
Первый Спас в христианстве называется «Происхождение древ Креста Господня» и приходится на 14 августа. В царской сокровищнице в Константинополе в храме Святой Софии хранилась реликвия — частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали чудотворной силой, исцеляли и могли останавливать эпидемии в Византии. В самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Первый Спас трудно отнести к праздникам, потому что в этот день начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Успенский пост по строгости уступает лишь Великому, однако из-за обилия созревших плодов, считается легким. Успенский пост также служит напоминаем о том, что лето подошло к концу, ведь во второй половине августа ночи становятся длиннее и прохладнее. В народе первый Спас называли «медовым»: в середине августа соты заполнены медом, пчелам пора устраиваться на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего меда. Еще одно название праздника — «Маковей»: в это время на юге Руси поспевал мак.
Традиции
***В честь Медового Спаса в церквях начинали отправлять послеобеденную службу, святили мед, мак, васильки и бархатцы. Из васильков и бархатцев делали отвар, в котором купали больных детей. Считалось, что такие ванны хорошо помогают при желтухе.
***В день первого Спаса, 14 августа, женщины пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили знаменитые маковики — вкусные коржики.
Спас Яблочный
Второй Спас приходится на 19 августа. В этот же день православные отмечают христианский праздник Преображение Господне. Его история такова. Иисус Христос, открыв трем ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть, возвел апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился пред ними. Лицо его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Когда они спускались с горы, Иисус запретил своим ученикам говорить об этом, пока не воскреснет из мертвых.
В Яблочный Спас в храмах совершается Божественная литургия, в конце которой происходит освящение яблок и других плодов. По традиции люди приносили для окропления святой водой отборные яблоки, аромат которых завораживал всех присутствующих в церкви людей, как в Преображенских уголках Эдема. Считалось, что яблоки уже поспели к этому дню, и их можно начинать есть — отсюда и название праздника — Яблочный Спас. До 19 августа есть поспевающие яблоки не разрешалось — это считалось грехом. Яблочный Спас продолжается в течение девяти дней. В это время надо угощать всех, кого довелось встретить, яблоками, готовить из них различные кушанья, делать зимние заготовки.
Из трех праздников, которые называются Спасами (они получили такое название, потому что посвящены чудесным делам Спасителя), только Яблочный Спас входит в число «двунадесятых праздников».
Традиции
***На Руси на Яблочный Спас девушки «просили красоты». Они подходили к яблоням, обнимали их, разговаривали с ними для того, чтобы яблоневые деревья поделились своей свежестью и красотой. А чтобы красота действительно перешла к ним, девушки срывали листья яблони и вплетали в венки. И это неудивительно — цветущая яблоня считалась одним из самых красивых деревьев, и по сей день девушек-красавиц нередко сравнивают с яблоньками.
***Наши предки верили, что самый последний кусочек яблока, съеденный на Спас будет волшебным. Стоит лишь загадать желание, а затем съесть кусочек яблока, и оно обязательно сбудется. На юге Руси, где в изобилии произрастал виноград, наибольшее предпочтение отдавали именно ему. Во время Яблочного Спаса те крестьяне, в садах которых росли яблоки или виноград, обязательно выставляли на дворе огромные телеги с плодами и совершенно бесплатно угощали ими всех нуждающихся. Те, кто забывал про добрый обычай, величали людьми нечестивыми, злыми и лживыми.
Спас Хлебный или Ореховый
Отмечается 29 августа. Еще его называют «дожинками», так как в конце августа на Руси заканчивалась уборка хлебов. К этому же времени поспевают орехи — отсюда второе название — «Ореховый». Церковь же называет праздник «Перенесение Нерукотворного образа Господня». Истинное происхождение последнего Спаса уносит нас в далекую историю. Князь Эдессы Авгарь, заболел проказой. Он лечился довольно долго, но безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение облика Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к полотенцу облегчило страдания, а затем и исцелило его совсем. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Кстати, именно поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берет истоки еще одно название праздника — «Спас на полотне».
Традиции
***На Хлебный Спас на праздничный стол готовили все, что душе угодно, пост к этому времени уже заканчивался и можно было не ограничивать себя в выборе блюд. Как правило, в этот день пекли хлеб из нового урожая и угощали родных, близких и знакомых. Также шли в церкви и освещали первый урожай орехов и испеченные хлеба, а потом часть из них отдавали нуждающимся. Отдавая память перенесению нерукотворного лика Спасителя, было принято торговать холстами и холщевыми полотнами.
***Если на Ореховый Спас находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек. Такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.
***В народе с давних пор считалось, что в Ореховый Спас ветки ореха приобретают особую силу. Было принято запасать орешник, чтобы потом из веток делать обереги и держать их в доме на счастье. Считалось, что банный веник изготовленный из орешника на Ореховый Спас, способен избавить человека от любых болезней.
Родом из язычества
Несмотря на христианскую составляющую, справедливости ради стоит отметить, что Спасы уходят корнями в языческую Русь. Так, Яблочный Спас получил свое название от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды. В древние времена подобных праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода, и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной, виноградный и другие. Наиболее известными стали три: Медовый, Ореховый и самый главный — Яблочный. Впрочем, в этих праздниках, как ни в каких других, язычество и христианство прочно слились. И тому есть объяснение. До христианства на Руси было язычество. Но с приходом к власти Владимира Святославовича, который стал одним из первых христиан, все начало меняться. Владимир объявил о крещении Руси, но люди не хотели верить во что-то новое и расставаться со своими традициями. Тогда распространители христианской веры поступили по-хитрому — они включили некоторые языческие праздники в христианский календарь, многие из них празднуются нами до сих пор.