У таганрогских роботов – «демократия»!

Первый номер «Таганрогской правды» нынешнего года открыла публикация о разрабатываемых таганрогскими учеными эхолотах и гидролокаторах. Наша газета будет и впредь рассказывать о наших ученых и об их разработках, тем более сегодня, в преддверии Дня российской науки.

Начало начал

8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года отец-основатель Таганрога Пётр Первый подписал Указ об образовании Российской Академии наук, первоначально названной Академией наук и художеств. Теперь 8 февраля – День российской науки.

Наш сегодняшний герой – молодой ученый Дмитрий Елькин.

Родился Дмитрий четверть века назад на Украине, в Дружковке, там же прошло его детство. Дружковка, хоть и находится на Донбассе, не имеет своих угольных шахт и металлургических заводов — там развито машиностроение. И маленький Дима любил машины, впрочем, как всякий мальчишка. А любимой игрушкой у него был – нет, не угольный комбайн и даже не автомобиль, а робот, напоминающий человека. Теперь, повзрослев, Дмитрий и сам создает роботов. Правда, они на людей внешне совсем не похожи, зато «мыслят» и «общаются» подобно нам и при этом непосредственно связаны с автотранспортом.

Скатертью дорога…

Трудится Дмитрий Максимович Елькин в Инженерно-технологической академии Южного федерального университета (ИТА ЮФУ), в лаборатории современных транспортных технологий SMARTTECH.

Среди проектов, разрабатываемых Дмитрием и его коллегами, — система для мониторинга наполненности мусорных контейнеров. Устанавливаемый на крышке контейнера датчик информацию о степени его наполненности передает мусоровозу, который, исходя из полученных сведений, строит маршрут своего движения, объезжая пустые контейнеры стороной. Жилищно-коммунальное хозяйство этой разработкой пока не заинтересовалось, поэтому апробацию системы решено проводить на мусорных баках учебных корпусов ИТА ЮФУ. 

С проектом системы для оперативного мониторинга состояния дорожного полотна таганрогские студенты и молодые ученые победили сначала на проводившемся в Тюмени Всероссийском Хакатоне, потом – на областном конкурсе социальных IT-проектов. Суть заключается в следующем. Добровольцы устанавливают на свои автомобили, прежде всего на постоянно курсирующие по определенным маршрутам автобусы и микроавтобусы, специальные датчики, которые информацию о неполадках на дорогах передают на сервер. Если образовавшуюся на дороге выбоину заделать сразу, она не стала бы разрастаться, кроме того, это предупредило бы проблемы многих участников дорожного движения. К тому же информационная база состояния автодорог была бы интересна не только государственным, но и частным организациям. Беда в том, что добровольцев не нашлось, да и автотранспортные предприятия этим не заинтересовались, хотя разработчики предлагали датчики, совмещенные с gps-трекерами.

Если бы эта и другие разработки наших ученых нашли должное применение, наши дороги стали бы ровными и гладкими, словно скатерть…

Уникальное «Шестое чувство»

А вот проект помощи в пользовании городским общественным транспортом инвалидам-колясочникам оказался востребованным. Валерия Самойленко постепенно внедряет его в жизнь, для начала – в Ростове-на-Дону.

— В Европе у инвалидов-колясочников совсем другая, полноценная жизнь, — делится Дмитрий, который недавно три месяца провел в Испании в университете Барселоны, а заодно посетил Португалию, Италию, Францию и Нидерланды. – Инвалидов-колясочников довольно много на европейских улицах. Они очень активны и мобильны, для них всё приспособлено, включая общественный транспорт.

Дмитрий Елькин и его коллеги стремятся помочь и инвалидам по зрению. Согласно проекту «Шестое чувство» разрабатывается система для навигации слабовидящих и незрячих внутри помещения.

— Мы сотрудничаем с нашим городским обществом слепых. Его председатель Сергей Николаевич Смирнов приезжал к нам и проводил тестирование этой системы. Мы ее установили в корпусе «Д», где находится приемная комиссия, — рассказывает Елькин. – Пользователь указывает, куда ему необходимо пройти, и система ведет его голосовыми командами. Эта разработка – уникальна. Подобные системы голосовой навигации существуют, но там используются специальные радиопередатчики, выдаваемые пользователям при входе в здание, а у нас мобильное приложение к системе загружается в их телефоны.

Дешевле и практичнее аналогов

Еще один проект — интеллектуальный дорожный знак, который на основе анализа погодных условий сообщает водителям оптимальную скорость движения. Дорожная метеостанция, определяющая условия движения на дороге, установлена в Самбеке возле мемориала. Ее стоимость – несколько миллионов рублей, а стоимость аналога, предлагаемого нашими учеными, — предположительно в десятки раз ниже.

— Причем наша система не только гораздо дешевле, но и практичнее, — отмечает Дмитрий. – В существующих импортных системах метеостанции – отдельно, знаки переменной информации – отдельно, а у нас всё это работает вместе.

Дмитрий Максимович Елькин – руководитель гранта Российского фонда фундаментальных исследований по разработке нового метода дорожного регулирования. Совместно с ним в этом гранте в качестве исполнителей участвуют его коллеги — Вячеслав Сергеевич Лапшин и Сергей Александрович Кучеров. Преследуемая грантом цель — создание теоретической базы для прикладных разработок в транспортной сфере.

При этом 25-летний Дмитрий — пока еще начинающий ученый, аспирант. Его кандидатская диссертация посвящена управлению дорожным движением на основе событийно связанных автоматных моделей.

В мире уже давно существуют системы управления дорожным движением, создающие «зеленую волну» группам автомобилей. Основаны эти системы на том, что транспортные детекторы, определяющие количество автомобилей, передают полученную информацию в центр управления дорожным движением, и в этом центре создаются алгоритмы оптимального переключения светофоров.

— В нашей концепции нет центра управления, — объясняет аспирант. — Идея в том, что каждый элемент дорожной инфраструктуры – интеллектуальный. Интеллектуальными являются и светофоры, и знаки, и датчики, определяющие количество машин. Они обмениваются между собой информацией не только в пределах одного перекрестка — такой обмен ведется и между соседними перекрестками. И эти интеллектуальные агенты находят между собой компромисс.

Равнение – на Петра и Дмитрия!

Научный руководитель Дмитрия Елькина – Валерий Владимирович Вяткин – доктор технических наук, профессор сразу четырех (!) университетов (финского, шведского, петербургского и таганрогского), один из создателей стандарта IEC 61499 и руководитель научной школы по распределенным системам управления и автоматизации. Дмитрий и сам уже является преподавателем – в своей альма-матер, в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности.

— Я на первом-втором курсах веду практические занятия «Введение в инженерную деятельность», — поясняет молодой ученый. – И первокурсники готовят собственные проекты: всякие умные дома, машины, системы помощи водителям. Они, вчерашние школьники, очень много чего знают и умеют благодаря интернету. И сразу пишут программы, причем неплохо. Ребята очень способные — на первом курсе уже могут работать в IT-компаниях, что многие и делают, правда, к сожалению, в ущерб учебе…

Остается надеяться, что нынешним и будущим студентам Дмитрия Максимовича будет удаваться плодотворно совмещать учебу с работой, как это удавалось Петру Первому, как это удается самому Дмитрию Елькину.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *