Таганрогский экскурсовод — какой он?

Продолжая тему туризма, нельзя не вспомнить об экскурсоводах. Они – наши проводники в прекрасные миры истории и современности, литературы и искусства, достопримечательностей и любых отраслей знаний. Знакомьтесь: заведующая культурно-образовательным отделом Ангелина Матковская. Работает в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее заповеднике (ТГЛИАМЗ) более сорока лет. Именно она рассказала нам о музее, посетителях, о привычном и новом в своей профессии.

«Главное – чувствовать аудиторию…»

ТГЛИАМЗ создавался еще в 80-х годах ХХ столетия. Прежде всего с целью сохранения памятных мест, связанных с именем А.П. Чехова и других исторических и архитектурных памятников нашего города. Долгое время он объединял семь действующих музеев, а в прошлом году в состав заповедника вошел новый — Народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты».

  • Мне всегда нравилось работать с людьми, — вспоминает Ангелина Владимировна. — Еще совсем девчонкой, когда только начиналась учеба в вузе, я параллельно работала в Донецком бюро путешествий и экскурсий (Донбасс). Сопровождала группы: мы путешествовали тогда по всему Советскому Союзу. Случалось, привозили туристов в Таганрог. Закончила пединститут в Горловке, вышла замуж и оказалась в этом городе. Внештатно я начала водить здесь экскурсии еще в конце 70-х годов. Потом, когда родилась дочь, решила связать свою судьбу с музеем – появилась такая возможность.

Экспозиция в Литературном музее тогда еще даже не открылась. Здание бывшей гимназии передали ТГЛИАМЗ в 1975 году. Десять лет постройку ремонтировали, формировали новый музей.

  • Я проводила экскурсии в Домике Чехова, «Лавке Чеховых». Конечно, необходимо хорошо знать каждый экспонат, быть «в теме», но главное – твоя аудитория, ты должен чувствовать ее. Сразу вижу, заинтересованы ли гости узнать что-то новое для себя либо пришли праздно провести время, не вдумываясь и не вслушиваясь в то, что им расскажут. Есть категория посетителей, которые говорят: «У нас 25 минут, и хотелось бы, чтобы вы провели небольшую экскурсию!» А итоге мы ходим два-три часа, — делится наблюдениями Ангелина Матковская.

Гости начали задавать вопросы, заинтересовались и уже никуда не хотят уходить. Казалось бы, особых сложностей нет, но нужно повышать профессиональный уровень постоянно, читать не только Чехова, даже если экскурс касается именно чеховской тематики. Мы часто говорим и о Бунине, Есенине, Лермонтове, Пушкине, Ахматовой, Цветаевой, Маяковском. Постоянно пишу новые сценарии к мероприятиям, разрабатываю экскурсионные маршруты, которые веду потом сама. И это не только обзорные направления, но и тематические.

Например, есть великолепный маршрут «Дорога к храму» с посещением двух старинных церквей – Всехсвятского и Никольского храмов, старого кладбища и кельи старца Павла Таганрогского, а также масса других необычных экскурсий, например «Архитектурное ожерелье», которое представляют специалисты музея «Градостроительство и быт г. Таганрога».

У Ангелины Владимировны сложное отношение к экскурсоводам–любителям. С одной стороны, хорошо, что они интересуются историей города.

  • Мне доводилось слушать их не однажды — и у Домика Чехова, и у здания гимназии, и у Каменной лестницы… Искаженная информация, похожая на правду, потому что имеет в своей основе настоящие детали, вот что самое печальное: нехорошо вводить в заблуждение доверчивых туристов. В интернете есть много ценного, но не всем источникам можно доверять. Исторические неточности не украшают экскурсию. «Главное, в любой работе надо быть профессионалом!» — сказал мне однажды Лео Бокерия, российский врач-кардиохирург после экскурсии, — вспоминает Ангелина Матковская. — Люди не просто слушают, они задают вопросы, на которые ты должен уметь ответить. Если попросят провести короткий ознакомительный вариант, можно из большого «багажа» что-то выделить. Но для этого необходимо, чтобы имеющийся «багаж» не вызывал и тени сомнений в своем содержании.

Красивый мужик с иконы

Необычных посетителей много. Они встречаются практически в каждой группе, задают довольно странные вопросы.

  • Помню, дежурила в «Лавке Чеховых» в один из выходных (на таких объектах у научных сотрудников музея существует график дежурств в выходные — прим. автора). Проводила экскурсию для небольшой группы, и вдруг один мужчина подходит и указывает на икону (в лавке их несколько) Николая Чудотворца. Я отвечаю, даже начинаю о нем рассказывать, но посетитель обрывает меня фразой: «Красивый мужик!» — с улыбкой продолжает Ангелина Владимировна.

В другом музее турист внезапно поинтересовался, не пальцами ли рисовали одну из икон. Ангелина Матковская никогда не слышала, чтобы иконы писали таким образом.

  • В прошлом году мы приглашали замечательного художника Виктора Бердакова из Санкт-Петербурга. Он актер, снимался в фильмах, играет в театре. Его выставка была приурочена к 160-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Вот он действительно пишет свои картины пальцами и театральным гримом. В его коллекции свыше десяти работ посвящено героям чеховских произведений, и две из них он подарил нашему музею – портреты Маши и Ирины из пьесы «Три сестры». Но тогда, в Домике Чехова, фраза о письме пальцами прозвучала так странно, — подчеркивает Ангелина Владимировна.

Как-то туда же накануне дня рождения великого писателя привезли на экскурсию младших школьников. А после спросили, запомнилось ли им что-нибудь особенно сильно. Вопрос задавал журналист, снимающий сюжет для местного телевидения.

  • Да, мне запомнилось… – осмелел один мальчик.
  • А что тебе запомнилось?
  • Теперь я понял! Чехов здесь родился и жил зимой.
  • Ну да, а еще что?
  • И жил весной. И летом. И осенью! — доверительно сообщил первоклассник.

Благодарные слушатели

Один из туристов оказался профессором из Японии. Преподавал (может, преподает и сегодня) в Токио русский язык и литературу. Он хорошо знал произведения Чехова и прилично разговаривал на русском языке, восхищался городом и музеями, задавал вопросы со знанием дела, не совсем привычные. И услышав что-то новое, удивительное для себя, с удовольствием тянул «м-м-м-м», выражая крайнюю степень удовольствия…

Ангелине Матковской встречается много благодарных слушателей. На прощание они говорят, что им еще не раз захочется оказаться в этом музее и в Таганроге.

«Мы даже не ожидали, что город настолько интересный»; «Африка, Европа… Где только не путешествуем! А это —  настоящая Россия, ее история. Вот что нужно смотреть и слушать в первую очередь».

  • Мы не стоим на одном месте. Например, в Литературном музее проходит интереснейший квест «В поисках господина Ч». Здесь не только увлекательные и познавательные элементы игры, но и соревновательная составляющая: команды выигрывают приз. Процесс интерактивен, каждый становится участником. Когда школьники средних и старших классов посещают литературно-музыкальные вечера, учителя отмечают: «Ну где бы дети услышали живую музыку, голос?»

Конечно, работа в музее не отличается высокими заработками (и никогда не отличалась). Но она приносит хорошее настроение, огромное моральное удовлетворение. По словам Ангелины Владимировны, она всегда «на позитиве».

  • Бывает, у человека зарплата высокая, перспективы, карьерный рост, но он не получает никакой радости. А моя работа — это счастье, безмерное и беспредельное. Я считаю свою профессию очень интересной, а тем, кто в будущем захочет попробовать себя в качестве сотрудника музея, советую постоянно повышать свой образовательный уровень.

В последний год учебы в гимназии юный Чехов перечитал всех русских и западноевропейских классиков, а в письме старшему брату Николаю написал: «Чтобы воспитаться… нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение…»

  • Самое главное — ты передаешь свои знания людям, делишься лучшим. Даже аплодируют иногда в конце экскурсии, и это непередаваемое чувство, — завершает разговор Ангелина Матковская.

 Марина ДАРЕНСКАЯ, фото из семейного архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content