Война ворвалась в жизнь людей, нарушив привычный уклад. В столь непростое время людям как никогда требовалось хоть немного простой человеческой радости и смеха, которые дарило цирковое искусство.
Чтобы сохранить любимый всеми советский цирк, по праву считавшийся лучшим в мире, цирковых артистов, как и ведущих инженеров, ученых, в армию не призывали. Но, даже не смотря на бронь, многие артисты рвались в бой: в действующие войска или в агитбригады, которые выступали в госпиталях и на передовой.
22 июня 1941 года, сразу же после окончания представления в Московском цирке, труппа казаков-наездников под руководством Михаила Туганова приняла решение уйти на фронт добровольцами. Артисты вошли в состав Первого особого кавалерийского полка, которым командовал генерал Л.М. Доватор. Замысловатые трюки, которые артисты показывали на арене, помогали на фронте спасти жизнь. Дочь Михаила Туганова, Дзерасса, рассказывала: «Одна из деревень была занята немцами и её никак не могли взять. Мой отец уговорил солдат отправиться в эту деревню, спрятавшись под животом бегущих лошадей – есть такой сложный трюк в джигитовке. Немцы увидели табун лошадей и ничего не стали делать. А когда лошади приблизились, наездники оседлали их и расстреляли врага из автоматов. Так деревня была взята!» Но не все артисты вернулись с войны – 11 наездников погибли.
Настоящим асом-бомбардировщиком стал акробат Владимир Владимирович Довейко. Самолет артиста враги
узнавали по нарисованной на фюзеляже маске клоуна. Сотням немецких солдат было не до смеха при приближении Владимира Довейко. После войны артист немедленно вернулся в цирк и создал групповой номер «Акробаты прыгуны с подкидными досками». Сложные трюки покорили не только советского зрителя. Довейко не без юмора рассказывал эпизод из гастрольной поездки по ФРГ, когда один из репортеров поинтересовался у артиста, нравится ли ему Франкфурт. Владимир Владимирович ответил, что очень хорошо знаком с городом и даже любовался им с высоты птичьего полета в 1945 году.
Участвовал в военных действиях спортсмен, силовой акробат и создатель номера «Мотоцикл в воздухе» Семен Абрамович Донеман. Артист трагически погиб в Севастополе в 1942 году: Семена Донемана заживо замуровали в катакомбах из-за отказа выдать военную тайну.
Иван Алексеевич Шепетков до войны выступал в акробатической группе «Лоро-3-Лоро». Жители Одессы тридцатых годов помнили, как к гимнастическому cнаряду, закрепленному под самым куполом, поднимались три молодых акробата. Работали они в темпе, смело, легко и непринужденно. Но самой эффектной была концовка: один за другим бросались гимнасты вниз головой и только в метре от ковра повисали на резиновых амортизаторах. В первые дни Великой Отечественной войны артист ушел на фронт. Иван Шепетков погиб в 1941 году в числе 28 панфиловцев и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Известны случаи, когда фронтовики, чья жизнь не была связана с ареной, становились знаменитыми артистами цирка. Как тут не вспомнить Юрия Никулина и его бессменного партнера Михаила Шуйдина.
Подобное произошло и с ростовчанином Юрием Котовым. Вместе со своей частью Котов отступал от Ростова-на-Дону, потом гнал противника обратно. После демобилизации осуществил свою детскую мечту и стал клоуном. Прославился Юрий Котов благодаря своему инженерному таланту. На одном из аэродромов артист нашел металлические трубы от списанного планера и из них своими руками смастерил мотоцикл «Малютка». Сварил раму, нацепил на нее огромную фару; приделал мини-двигатель. Получившееся моторное средство развивало скорость до 40 километров в час. На нем Котов выделывал всевозможные номера, и вскоре «Малютка» стала его фирменным номером.
Многие цирковые артисты были участниками фронтовых бригад. Песни, стихи, спектакли, цирковые представления давали ощутимый прилив сил, внутренней уверенности и готовности сражаться. Даже в блокадном Ленинграде существовал выездной цирк. Возглавил его Евгений Павлович Гершуни. К сентябрю 1942 года артисты провели около 600 концертов.
В декабре 1941 года представитель знаменитой династии Владимир Григорьевич Дуров начал выступать с новым, патриотическим репертуаром.
В трудные для нашей страны годы свой паек по-прежнему получали четвероногие артисты. Так удалось сохранить цирковых животных, и большой аттракцион
Владимира Григорьевича и во время войны, и после неё продолжал радовать публику. В Таганрогском музее-заповеднике сохранились редкие фотоснимки с выступлений Владимира Дурова в годы войны, а также телеграмма, отправленная артистом из Омска, о переводе 16 тыс. руб. на восстановление культурных учреждений нашего города.
Организатором артистической бригады был знаменитый клоун Михаил Румянцев (Карандаш). Во время войны из клоуна-шутника Михаил Николаевич превратился в клоуна-сатирика. Были созданы лучшие номера: «Рама», «Как фашисты шли на Москву и обратно», «Речь министра пропаганды Геббельса» и др. Артист стремился к тому, чтобы и на фронте все по возможности было как в цирке. Румянцев расстилал ковер (хотя чаще всего манежем служила просто расчищенная площадка, посыпанная соломой), сооружал специальные подставки для занавеса. Важной частью выступления для артистов оставался яркий костюм и профессиональный грим. Выступавшие проявляли уважение к зрителям и считали своим долгом дарить веру в чудо, радовать и нести красоту. Известны случаи, когда акробаты в тридцатиградусный мороз выступали на улице в трико, не переставая при этом улыбаться.
Замечательное и светлое цирковое искусство помогало солдатам держаться в трудные военные дни – держаться и одерживать победы.
9 Мая 1945 года артисты Советского цирка выступили перед воинами-освободителями на ступенях Рейхстага.
Марина СЕРГИЕНКО, зав. отделом «Музей А.А. Дурова» Таганрогского музея-заповедника.