Ольга Чехова и Марика Рёкк – агенты советской разведки?

Их называли самыми загадочными женщинами ХХ века. Популярнейшие немецкие актрисы театра и кино, любимицы Гитлера и… агенты советской разведки? Как такое могло быть? И было ли?

Племянница Антона Павловича  

Ольга Константиновна Чехова (в девичестве фон Книппер–Доллинг, 1897-1980) – племянница жены А.П. Чехова Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жена Михаила Александровича Чехова – актера, театрального педагога, режиссера, племянника Антона Павловича. Выпускница МХАТа и звезда немецкого кинематографа, «государственная актриса» Третьего Рейха.

Ольга Чехова

Родилась в Александрополе (ныне Гюмри, Армения). Вспоминала, как муж тети Антон Павлович вылечил ее младшего брата Льва от тяжелого заболевания позвоночника. В 1933 году композитор Лев Книппер стал автором известной песни «Полюшко-поле».

В 1913 г. 16-летнюю Ольгу отправили в Москву к сестре отца Ольге Леонардовне, которая определила ее в студию при МХАТе, где играла сама. Уже в 1914 году Ольга вышла замуж за восходящую звезду МХАТа Михаила Александровича Чехова (1891-1955), сына старшего брата Антона Павловича. В 1917 г. Ольга от него ушла, но этот брак успел в 1916 г. дать жизнь дочери Аде, также ставшей немецкой актрисой. В смутном 1920-м Ольга уехала в Германию и в 1921-м дебютировала в фильме «Замок Фогелед», а в 1929-м поставила как режиссер фильм «Шут своей любви», где главную роль исполнил Михаил Чехов. Бывшему мужу она помогала устроить свою жизнь в Германии.

Ольга снялась в 132 фильмах, некоторые из которых стали классикой мирового кино. В СССР они не демонстрировались. В 1930 г. она получила немецкое гражданство, а в 1936-м ей было присвоено звание Государственной актрисы Третьего Рейха.

Ольгу Чехову полюбила немецкая публика. Ее подругами стали Ева Браун, Магда Геббельс, Лени Рифеншталь, ее видели в обществе актрисы Эмми Зоннеман – жены Геринга. И, главное, ее любил сам фюрер, который приглашал Ольгу на все важные государственные торжества и усаживал рядом с собой.

Май 1939 г. В первом ряду слева направо: Геринг, Аннелиза фон Риббентроп, Гитлер, Ольга Чехова

Именно ее он первой представил В.М. Молотову, в 1940 г. прибывшему с визитом в Германию. В 1937 году Ольга Леонардовна посетила Берлин и была потрясена приемом, организованным в ее честь племянницей: присутствовало всё руководство фашистской Германии во главе с самим фюрером.

Многочисленные публикации в печати о связях Ольги Чеховой с советской разведкой, появившиеся с 1945 года, документальной основы не имели. Что-то пронюхавший Гиммлер якобы хотел арестовать ее, но ей удалось отсрочить арест до утра. Когда же утром за ней пришли гестаповцы, то застали ее за утренним кофе вместе с Гитлером.

Во время оккупации немцами Крыма Ольга Чехова приложила руку к сохранению Дома А.П. Чехова в Ялте. С ее именем связано немало легенд. Например, что она пыталась при поддержке Вальтера Шелленберга спасти из концлагеря Якова Джугашвили, сына Сталина. Борис Ельцин заявлял, что следы от пропавшей Янтарной комнаты ведут к Ольге Чеховой.

Наиболее значимые свидетельства принадлежат Серго Берии (в книге «Мой отец — Лаврентий Берия») и начальнику диверсионно-разведывательного управления НКГБ П.А. Судоплатову, который пишет в своей книге: «Известная актриса Ольга Чехова… через родню в Закавказье связана с Берией. Позднее она была на личной связи в 1946-1950 годах у сменившего Берию министра госбезопасности Абакумова. В 1943 году Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза».

В качестве основного исполнителя убийства Гитлера планировалась Ольга Чехова. Утверждают даже, что Сталин наградил Ольгу орденом. Берия вроде бы настолько дорожил своим агентом под псевдонимом Мерлин, что, опасаясь утечки информации, приказал не отражать ее ни в каких документах. Сама Ольга Чехова в своих воспоминаниях «Я ничего не замалчиваю!» и «Мои часы идут иначе» ни словом не обмолвилась об этих связях.

Западные СМИ с уверенностью утверждали, что именно Ольга Чехова была тем прекрасно осведомленным источником информации, с которым всю войну поддерживал связь из Швейцарии резидент советской разведки Шандор Радо.

Вместе с тем достоверен факт: 27 апреля 1945 года Ольга Чехова была арестована офицерами военной контрразведки СМЕРШ 1-го Белорусского фронта и на самолете доставлена из Берлина в Москву. Два месяца спустя, 25 июня, ее самолетом вернули в Берлин, где создали ей все условия для жизни и творчества.

В послевоенные годы Чехова работала в театре и сыграла в 22 фильмах. С 1950 года жила в Мюнхене – центре кинопроизводства ФРГ. Основала фирму «Косметика Ольги Чеховой». Опубликовала сборник статей о красоте и моде «Женщина без возраста».

Ольга Чехова, 1970-е годы.

Ольга Чехова скончалась в возрасте 82 лет от рака мозга. Похоронена в Грефельфинге под Мюнхеном.

Однако какое отношение ко всему этому имеет другая германская прима – венгерка Марика Рёкк? Об этом вы узнаете из следующего моего сообщения.

«Девушка моей мечты» и её тайна

Если Ольгу Чехову мало кто знал в послевоенном СССР, то популярность Марики Рёкк зашкаливала.

 

1946 год. Послевоенные разруха и голод. Люди, прошедшие через немыслимые испытания, нуждались в «лекарстве от войны». Кино было для них не только «главнейшим из искусств», но и великим утешителем. На этом фоне в советском прокате появились трофейные кинофильмы – цветные, музыкальные, радостные, про любовь. Их специально отбирали, в том числе и лично Сталин. Общепризнанно: самым популярным из них была немецкая музыкальная комедия 1944 года, которая в СССР шла под названием «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли. Немецкое его название в русском переводе звучит чуть иначе: «Женщина моих грёз».

Марика Рёкк. Кадр из к/ф «Девушка моей мечты»

Фильм шел с немецкой звуковой дорожкой и с титрами. С ограничением: «Дети до 16 лет не допускаются». Однако, как часто у нас бывает, суровость правила смягчается необязательностью его исполнения. В 1946-м мне было 13 лет, а я видел его несколько раз. И не встречал вокруг себя сверстников, которые бы его не посмотрели. Было известно, что из фильма вырезали наиболее откровенные сцены, например, купание героини в прозрачной бочке. Мальчишки бегали в разные кинотеатры в надежде увидеть цельную копию. Для меня же, кому в пермской глуши в 9-10-летнем возрасте доводилось мыться в тесной баньке вместе с тетями и одноклассницами, тайны женского тела не существовало.

Кратко о сюжете фильма. Уставшая от поверхностных ролей звезда эстрадных мюзиклов Юлия бежит от своего импресарио в отпуск. Оказавшись в вагоне поезда в одной комбинации и шубе, без билета, денег и багажа, она выходит на заснеженном полустанке в горах, где работают только два горных инженера. Юлия, не говоря, кто она такая, остается у них переночевать. Младший инженер сходит с ума от красавицы, а старшего Петера раздражают ее вольные манеры. Юлия пытается влюбить в себя Петера, но влюбляется сама. К ним является импресарио, и Петер узнает, кто смутил покой двух инженеров. Он не верит, что такая женщина может полюбить простого инженера. Юлия возвращается в театр и играет в мюзикле, одноименном фильму. Петер и Юлия признаются друг другу в любви, и спектакль заканчивается свадьбой.

Невероятно, но я легко вытащил из каких-то закромов своей памяти куплет из главной песни, звучавшей в фильме на немецком языке:

«In der Nacht ist der Mensch nicht gern’ alleine/ Denn die Liebe im hellen Mondenscheine,/ Ist das schoenste, Sie wissen was ich meine/ Einesteils und andrerseits und ausserdem»

(Ночью человек неохотно остается один,/ Потому что любовь при свете луны – это самое прекрасное, что есть на свете./ Вы знаете, что я имею в виду,/ И с одной, и с другой стороны, и между прочим).

Это при том, что 13-летний пацан всего год изучал немецкий язык в школе и тем более плохо представлял себе, что там «между прочим» происходит «при свете луны».

В советской прессе тех лет полностью отсутствовали упоминания этого фильма. Да никакая реклама ему не была нужна! Вспоминает Булат Окуджава: «…единственный в Тбилиси, по которому все сходили с ума, трофейный фильм «Девушка моей мечты» с потрясающей, неотразимой Марикой Рёкк в главной роли. Нормальная жизнь в городе приостановилась – все говорили о фильме, бегали на него каждую свободную минуту, по улицам насвистывали мелодии из этого фильма, и из распахнутых окон доносились звуки фортепиано все с теми же мотивчиками, заворожившими слух тбилисцев. Фильм этот был цветной, с танцами и пением, с любовными приключениями, с комическими ситуациями. Яркое, шумное шоу, поражающее воображение зрителей в трудные послевоенные годы. Я лично умудрился побывать на нем около пятнадцати раз и был тайно влюблен в роскошную, ослепительную, улыбающуюся Марику, и, хотя знал этот фильм наизусть, всякий раз будто заново видел его и переживал за главных героев. Я хранил ее, как драгоценный камень, и время от времени вытаскивал из тайника, чтобы полюбоваться, впиваясь в экраны кинотеатров, пропахших карболкой… Прекрасная обнаженная Марика сидела в бочке, наполненной мыльной пеной. Она мылась как ни в чем не бывало. Зал благоговел и гудел от восторга».

Именно фильм «Девушка моей мечты» много раз смотрел Штирлиц в телесериале «Семнадцать мгновений весны», поскольку встречался со связным в кинотеатре, где его показывали. В другом культовом сериале — «Место встречи изменить нельзя» Шарапов, уходя от «хвоста», идет в кинотеатр, на котором висит афиша этого фильма.

«Девушку моей мечты» снимали на студии в Чехии. Пять лет спустя там же Александров снимал «Весну», и на том же зеркальном полу, где отплясывала Марика Рёкк, кружилась Любовь Орлова.

Только в наши дни я узнал из интернета, какие страсти кипели вокруг имени Марики Рёкк, в том числе на высшем уровне.

Мария Каролина Рёкк родилась 3 ноября 1913 года в Каире в семье венгерского архитектора и строителя Эдуарда Рёкка и его жены Марии Каролины Шарлотты. В 1924 году Марика в Париже брала уроки хореографии у русской эмигрантки балерины Рудковской, которая сделала из любящей танцевать девчонки настоящую танцовщицу. А в 1934-м 21-летняя яркая красавица Рёкк во время гастролей в Германии заключила двухлетний контракт с киноконцерном UFA, который объединял все немецкие киностудии. В 1940 году она вышла замуж за немецкого режиссера Г. Якоби (1882-1965), снимавшего фильмы с ее участием.

Марика Рёкк с мужем, режиссёром Георгом Якоби

Эти фильмы имели оглушительный успех. Марика Рёкк нравилась вождям Третьего рейха как символ здоровой и красивой «арийской женщины». Гитлер восхищался ею и лично присылал ей цветы. Марика Рёкк в 1940 году отправила Гитлеру записку с благодарностью за огромный букет, посланный им на выставку в Берлинском музее кино. Ею интересовался всесильный министр пропаганды Геббельс. Однако Марика не снялась ни в одном пропагандистском фильме нацистской Германии.

Болтливый Геббельс где-то в начале 1945-го сказал Марике: «Все-таки надо будет как-то договариваться с американцами. Из двух зол – русские или американские – придется выбирать меньшее». Чуть ли не в тот же день эти слова были доложены Сталину.

После войны американцы запретили актрисе сниматься – за близость к нацистскому руководству. В СССР на Марику Рёкк завели уголовное дело, но это не помешало ей выступать с концертами для красноармейцев. В 1947-м все обвинения с нее были сняты, и она продолжила карьеру киноактрисы.

В 1965 году на экраны вышел двухсерийный документальный фильм режиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», снятый на киностудии «Мосфильм». В нем Марика Рёкк была заклеймена как «главная звезда гитлеровского кино». После этого «Девушку моей мечты» изъяли из советского проката.

В 1958 году Марика вернулась на сцену и до 1986 года играла и пела в опереттах в Вене, Мюнхене, Гамбурге и Западном Берлине. В ее фильмографии значится более 30 фильмов.

Прошло время, и в судьбе Марики Рёкк случился новый поворот: появились многочисленные сообщения, что она работала на советскую разведку, как и ее муж Г. Якоби. Немецкий таблоид Bild в 2017 г. опубликовал выдержки из рассекреченных материалов немецкой разведки. Актриса входила в группу легендарного советского разведчика Яна Черняка. За умение добывать сведения и не оставлять следов его назвали «человеком без тени». За 11 лет Черняк не имел ни одного провала и стал одним из прототипов главного героя «Семнадцати мгновений весны». Это он передал в 1941 г. нашим спецслужбам копию плана «Барбаросса» о нападении на СССР, а в 1943-м – план немецкого наступления под Курском.

Генерал госбезопасности Судоплатов в книге «Разведка и Кремль» признался, что советская разведка планировала привлечь Чехову к покушению на Гитлера, а Рёкк была ее дублером. Но план покушения отменил лично Сталин из-за опасения возможного сговора между Германией и Англией. Версию о том, что Чехова и Рёкк были советскими агентами, упоминал и Серго Берия в книге «Мой отец – Лаврентий Берия». В 2017 г. об этом подробно писали «Комсомольская правда» и «Совершенно секретно».

В своих мемуарах «Сердце с перцем» Марика Рёкк раскрыла много секретов личной жизни, но всячески подчеркивала свою аполитичность в годы войны и не дала ответа на вопрос о том, была ли она советским агентом с конспиративным именем Илона.

Марика Рёкк прожила долгую жизнь: пережив двух мужей, она умерла от инфаркта в возрасте 90 лет в Австрии в 2004 году.

Виктор ФАЙН.

Фото из сети Интернет

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content