27 января подведены итоги городского открытого литературного конкурса «Жить по Чехову», организованного Управлением культуры Таганрога совместно с библиотекой имени А.П. Чехова. О том, как он проходил, мы расскажем в одном из следующих номеров нашей газеты. А сегодня представляем работу одного из победителей. Знакомьтесь: Марк АДОНИН, 16 лет, студент Таганрогского техникума строительной индустрии и технологий.
Сделать людей лучше – всепоглощающая страсть
Проходя по дорожке мимо гимназии, где учился Антон Павлович Чехов, каждый раз вижу на стене дома напротив мозаичный портрет писателя и его слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Здесь проходят сотни людей, день за днем, много лет, и каждый читает и невольно повторяет про себя эту фразу, запоминает на всю жизнь, потому что в ней воплощена и выражена в словесной форме мечта любого человека – всем хочется быть прекрасными. А я вижу еще в этих словах самого Чехова. Он был прекрасным, добрым, интеллигентным, благородным. Вижу его огромную любовь к людям, его всепоглощающую страсть сделать их лучше, страсть, которую в литературоведении называют «гуманистическим пафосом». Мне кажется, что всё его творчество направлено на то, чтобы каждый, как и он сам, Чехов, выдавил «по капле из себя раба», распрямился, возвысился над обыденностью и пошлостью, стал по–настоящему достоин звания человека, то есть прошел тернистый путь воспитания, под которым он прежде всего подразумевал самовоспитание.
Самовоспитание – титанический нравственный труд
В своем знаменитом письме к брату Николаю Чехов подробнейшим образом описал, каким должен быть воспитанный человек, причем главное слово в этом перечне — «должен». Намекая на недостатки конкретного человека, своего брата, он деликатно употребляет местоимение «они». Во всем письме остро чувствуется его окрепшее нравственное кредо: уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, вежливым, уступчивым, быть сострадательным, болеть душой «оттого, чего не увидишь простым глазом», быть чистосердечным и бояться лжи, как огня. И всё это не придет само собой, «тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час». Словам Чехова веришь безусловно, мы видим перед собой результат этих слов – самого Чехова, являющего собой самого интеллигентного, воспитанного и гуманного Человека, писателя, врача. И всё это следствие титанического нравственного труда – самовоспитания. А иначе откуда было этому взяться? «В детстве у меня не было детства», — говорил Чехов; сложные, иногда суровые отношения в семье, изнурительные часы спевок в церковном хоре, стояние в лавке отца, беганье по урокам, гимназия, обучение ремеслам. Но он никогда не упрекал своих родителей в этом, относился к ним с пониманием.
«Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди». Парадокс, но глубокие крестьянские корни, «привычка к труду благородная», деспотизм отца и мягкость матери стали плодотворной почвой, на которой вырос борец за свободу личности от рабства, великий писатель-гуманист.
«Остров Сахалин» не оставляет равнодушным никого
Чехов очень любил людей. Он вырос на многолюдье. В крошечном домике в Таганроге помещалась не только его большая семья, но и родственники, гости. Где бы ни был позже, он тянулся к людям, а они к нему. Чехов был увлечен человеческими судьбами. Он погружался в заботы людей с головой и, несмотря на болезнь, усталость, занятость, помогал им. Он всё записывал в свои знаменитые записные книжечки и неукоснительно следовал записанному. Ключевое слово здесь – «нужно»: нужны книги для Таганрога, деньги для нуждающихся детей, медпункт в Мелихово, помощь голодающим в Нижегородской губернии, строительство школы, памятник Петру I в родном городе – всего не перечесть. А чего стоит его поездка на Сахалин! Через огромную страну, на край света, чтобы переписать население, оказать медицинскую помощь нуждающимся там, где никто врача в глаза не видел, – это потрясает! Ведь мог бы не поехать, но нет. Очерки «Остров Сахалин» источают такую жалость, что никого, кажется, не могут оставить равнодушным: край света и люди, дошедшие до края, каторжники, тюремщики…
Глубокие размышления и мудрые поучения
Я считаю просто необходимым остановиться на его работе врача, ведь Чехов говорил, что «медицина – законная жена, а литература – любовница». Он никогда не бросал практики, хотя она не была средством его существования, в большинстве случаев он не брал денег за работу. А участок, назначенный ему как врачу, был огромен, больных тысячи, условия для приема скудные, лекарств нет, и он сам вынужден был покупать их, выезжать в дальние районы, причем во время вспышек холеры бывать там подолгу. По воспоминаниям современников, Антон Павлович был внимательным и отзывчивым врачом. «Он любил, — пишет Г.И. Россолимо, — давать врачебные советы и следил за научной и практической медициной по периодической литературе. Отношение его к больным отличалось трогательной заботливостью и мягкостью: видно было, что в нем, враче, человечное достигало высокой степени, что способность сострадать была присуща не только ему, но и еще более как врачу – человеку». И еще, я думаю, медицина питала его творчество. В своих произведениях Чехов вывел целую галерею образов врачей — Ионыча, Рагина, Дымова.
Пусть молодые врачи сейчас читают его книги, они содержат глубокие размышления и мудрые поучения: нельзя врачу ставить деньги выше здоровья человека, как у Ионыча; врач не должен быть равнодушным к тому, что делается в клинике, как Рагин, потому что ты сам можешь оказаться на их месте – в палате № 6. А вот судьба замечательного доктора Дымова в «Попрыгунье» вызывает сложные чувства. С одной стороны, это восхищение красивым, благородным, самоотверженным человеком. Он, спасая от дифтерита мальчика, сам заразился и умер. С другой стороны, возмущение и протест: «молодой ученый, будущий профессор, должен был искать практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить за … подлые тряпки» своей жены. А нужно было еще кормить многочисленных гостей, смотреть на ее кокетство с ними и переживать измены Ольги Ивановны.
Как жаль Дымова! «Добрая, чистая, любящая душа – не человек, стекло!» — и разбился, как стекло, о быт, об эгоизм жены. «Сам себя не щадил, и его не щадили».
Любовь и милосердие могут всё исправить
Великая роль литературы – трогать сердца людей, вызывать слезы сострадания и очищения — исполнена Чеховым блестяще. Особенно это касается произведений о детях. Дети – маленькие люди с большими проблемами, у них особый душевный мир, они должны расти и развиваться, и перед окружающим суровым бытом они очень беззащитны. Чехов любил детей. И Егорушка в рассказе «Степь» написан им так проникновенно, с таким глубоким пониманием детской психологии, что не оставит равнодушным ни одно поколение читателей. А еще были «Ванька», «Спать хочется»… Жизнь «маленьких каторжников» была под постоянным наблюдением писателя. Сам лишенный спокойного, безмятежного детства, Чехов глубоко сочувствовал детям, вынужденным непосильным трудом зарабатывать себе на хлеб. Он считал, что жестокость и насилие над детьми – это преступление, которое бумерангом вернется и поразит насильников и угнетателей, преступление обернется преступлением, как в случае с девочкой, нянькой Варькой в рассказе «Спать хочется». И только любовь и милосердие могут всё исправить и повести дальше и выше.
Яростная борьба за лучшее в человеке
Оглядываясь на жизненный и творческий путь Чехова, я вдруг прихожу к выводу, что всё у него, в сущности, о любви и от любви к человеку и человечеству, даже сатира. Как яростно он боролся за лучшее в человеке ее оружием. Он врачевал наши души, предостерегал от ошибок, избрания ложного пути в жизни. Мы будто слышим его голос со страниц произведений: «Нельзя в футляр – погибнешь от столкновения с жизнью, как Беликов. Нельзя унижаться до низости, превращаться в червяка: ну чихнул, извинился – и смотри спектакль дальше. Так нет же, доизвинялся — выгнали вон!» «Червяков пришел домой и, не снимая вицмундира, лег на диван и… помер». Нельзя ради денег жертвовать лучшими движениями своей души, как Ионыч, отказываться навсегда от любви и даже радоваться: «…А хорошо, что я на ней не женился… Сколько хлопот, однако». Нельзя безропотно подчиняться воровству и хамству, быть размазней. Нельзя всю жизнь посвятить крыжовнику. Нельзя быть нерешительным в любви, надо бороться за очаровательную даму с собачкой, за нежную Мисюсь.
Отрицанием негативных черт в человеке Чехов боролся за лучшее в нас. Мы постоянно, читая его произведения, чувствуем любовь и заботу о нас, людях. Недаром Чехов – один из самых читаемых и любимых писателей мира, а играть в его пьесах считают за честь лучшие актеры всех стран и народов. «Достоинство его творчества, — говорил Л.Н. Толстой, — то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».
Фото Сергея Плишенко