Группа компаний AnyTicket – таганрогское туристическое агентство полного цикла. Любопытно, что сегодня довольно большой сектор в организации успешно занял так называемый внутренний туризм, демонстрирующий наш город с его самых лучших сторон.
Первые ТИЦы
По словам Анны Цыганковой, генерального директора, этот туристический холдинг первым начал продвижение Таганрога как привлекательного для туристов еще с 2007 года, хотя наш город считался промышленным, а туристическим становился стихийно: люди приезжали отдохнуть к морю.
- Когда мы стали развивать данное направление, это совпало по времени с поручением президента о создании в России сети туристских информационных центров, — рассказывает Анна Валентиновна. — В то время наиболее популярным являлся выездной туризм. В AnyTicket оформляли визы, работали с железнодорожными билетами, открыли первую коммерческую кассу в Ростовской области в 2002 году (до этого билеты можно было приобрести лишь на вокзалах). Также мы входили в тройку ведущих агентств в ЮФО по продажам билетов Аэрофлота. Сегодня из-за санкций, в связи с закрытием аэропортов продажи снизились, это была основная составляющая бизнеса. Зато за последние несколько лет новым стратегическим направлением для нас стал внутренний туризм (сейчас — порядка 40 процентов услуг туристического холдинга). Мы застали то время, когда на международной туристической выставке «ИНТУРМАРКЕТ» в Москве на стендах Ростовской области Таганрог не присутствовал, — первые его туда привнесли. В области продвигалась в основном тема казачества.
Четкой стратегии развития внутреннего туризма поначалу не существовало и на уровне государства, но понимание того, что его нужно развивать, уже появилось. Первые центры создавались, главным образом, на базе муниципалитетов, ими занималась областные власти. А в Таганроге возник коммерческий ТИЦ, у которого через восемь лет появились конкуренты: здесь открыли еще один подобный.
Толчок развитию внутреннего туризма дал 2014 год: Олимпиада в Сочи оставила огромную базу для туристического кластера, который требовал загрузки, и тогда провели форум в Сочи, где уже основательно задались вопросами формирования стратегии развития внутреннего туризма. Ростовская область активнее включилась в процесс в 2018 году, после чемпионата мира по футболу, где Ростов-на-Дону стал принимающим городом. В области сформировали агентство по развитию туризма, которое получило задание от министерства экономического развития РО. Туризм включили в программы как один из основополагающих аспектов экономического развития региона.
Эмоции и впечатления
Таганрог всё популярнее – проведение инфотуров стало системой (их распределили между туроператорами). Процесс популяризации города носит цикличный характер и поднимается по спирали на новый уровень – сказывается эффект накопления информации, опыта.
- Мы участвуем в этом концептуально, многие турпродукты по Таганрогу сейчас – наши наработки, — отмечает Анна Цыганкова.
Однажды появилась идея сделать театрализованную экскурсию. Представители AnyTicket посетили мероприятие любопытного, правда, не получившего дальнейшего продолжения проекта. В 2013 году в здании старого вокзала собирались открыть политехнический музей. На перрон пришел вагон ретропоезда, его встречал духовой оркестр.
- Я обратила внимание на человека в образе таганрожца ХIХ века, на голове которого красовалась приметная шляпа–котелок. Мы познакомились: выяснилось, что это Игорь Пащенко, актер театра «СаД», автор книг о Таганроге, патриот города, который занимается поисково-искусствоведческой работой, — вспоминает Анна Цыганкова.
В AnyTicket ему как краеведу предложили проводить экскурсии в данном образе, сплетая историю Таганрога с былью и даже немного с небылью… На старте это свежее начинание представители турагентства попробовали на своих знакомых, получив великолепные отзывы.
- Экскурсии сегодня – это не столько информация, сколько эмоции и впечатления. Безусловно, исторические факты должны быть выверенными. Если существуют легенды, ими можно грамотно украшать повествование — людям интересно, — утверждает Анна Цыганкова.
Так появился проект Чеховский театральный променад «Как бы чего не вышло». Позиция AnyTicket состоит в том, что любой профессиональный продукт должен быть качественным. Экскурсионная составляющая обязательно носит познавательный характер, в повествовании прослеживается логическая связь.
Национальный туристический маршрут
- Заказали сценарий, заключили контракт с театром «СаД», и Валентина Псёл, доработав детали, этот сценарий поставила. Никакого балагана: здесь сюжеты из чеховских рассказов, игра актеров, связь с историей, погружение в нее. Корректировали: чтобы не было скучно, затянуто, искали информацию по каждому дому по маршруту экскурсии, исследовали связь с Чеховым. Благодаря «мостикам», связывающим каждую локацию, и отсылам в прошлое нам удалось создать продукт, который погружает в историческую реальность: профессионально, эстетически и исторически верно. Без своей режиссуры Валентина Петровна не разрешает никаких дополнений в экскурсии, — рассказывает Анна Валентиновна.
В этом году генеральный директор туристического холдинга Анна Цыганкова отмечена Благодарственным письмом губернатора региона Василия Голубева за вклад в социально-экономическое развитие области.
Один из новых туристических маршрутов AnyTicket — «Стартап Петра» одобрен и зарегистрирован в Ростуризме как национальный, это первый такой в Ростовской области (Startup – от англ. «стартующий» — прим. автора).
- Мы, авторы, предложили его концепцию и придумали название, которое содержало бы отсыл в прошлое, но определяло и дорогу к будущему. Существует стереотип, что туристические маршруты — для старшего поколения. Наша цель – заинтриговать молодежь, избрав неожиданный ракурс для визуализации исторических событий, — подчеркивает Анна Валентиновна.
«Якорный» город
Таганрогская крепость действительно являлась своеобразным стартапом, «тренировочной площадкой» Петра для расширения империи. Азовские походы положили начало поискам выхода к морю. Не всё реализуется, как задумано: Троицкую крепость разрушили, но впоследствии Таганрог стал первым в России южным портом и некоторое время оставался единственным.
- Мы позиционируем его как город ХIХ века – зажиточный и значимый, несмотря на то, что он провинциальный. В этом туре — история взятия Азова, морской переход на скоростных катерах в Таганрог дорогами Петра… Заложено много активностей, например, гонки на гребных судах, знакомство с парусом. Таганрог в маршруте является «якорным». Туристы живут здесь несколько дней. Экскурсовод в образе Петра также показывает Павловскую крепость, очертания которой видны теперь только с высоты. За дополнительную плату большую группу могут поднять на воздушном шаре. Чаще туристы получают снимки крепости с квадрокоптера, — разъясняет Анна Валентиновна.
На валах некогда построенной Петром I Троицкой крепости расположено здание университета. Туристов знакомят с нашим IT –кластером, «Точкой кипения» ЮФУ. Молодежь может выбрать свое будущее, а туристы среднего возраста – пожелать отправить учиться сюда своих детей.
- «Стартап Петра» могут продавать и другие турфирмы. Мы являемся консолидатором национального маршрута, гарантируя, что тур состоится при численности от двух туристов. Этим летом по нему провели 356 человек, несмотря на закрытый аэропорт. Люди добирались издалека: из Москвы, Санкт-Петербурга, даже из Сыктывкара, — отмечает операционный директор AnyTicket Евгений Анисимов.
Успешным начинанием можно назвать и ретропоезд — совместный проект AnyTicket с Северо-Кавказской пригородной пассажирской компанией. Благодаря усилиям министерства транспорта РО и губернатору, который дал команду субсидировать проект, три вагона к перрону привозит локомотив на паровой тяге. Это популярная экскурсия выходного дня. По данным на 1 сентября, за 13 рейсов агентство привезло в Таганрог по такой программе 1240 туристов. Театрализованная экскурсия в ретростиле с театром «СаД» по городу конца ХIХ века включает морскую прогулку. Таганрог предстает как провинциальный город с имперскими амбициями…
А недавно AnyTicket стала призером Всероссийского конкурса проектов по гастрономическому туризму среди 20 финалистов, получив второе место в номинации «Лучший гастрономический туристический маршрут» с туром «Винный симпосион». Откуда в Ростовской области взялись греки? Что такое Меотида? Туристы попробуют аутентичные блюда местной кухни, донские автохтоны. И это далеко не все здешние чудеса…
Марина Даренская
Фото предоставлены AnyTicket
Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».