В Татьянин день продолжаем знакомить с таганрогскими Татьянами. Представляем Татьяну Меньшикову – доцента кафедры психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова, кандидат педагогических наук. Она — человек известный в учительских кругах не только Таганрога, но и широких его окрестностей. Потому что много лет работает еще и в Таганрогском педагогическом лицее-интернате, где учатся старшеклассники Ростовской области: в 9-х, 10-х и 11-х классах преподает «Введение в профессию» («Основы педагогической деятельности»). К слову, директор лицея, Ольга Аркадьевна Кочеткова, — из числа её учениц.
Сама Татьяна Ивановна – выпускница Московского государственного педагогического института им. Ленина:
— У нас преподавали ученые, по учебникам которых потом и я долгие годы учила своих, таганрогских, студентов: Виталий Александрович Сластёнин, Валерия Сергеевна Мухина, Вадим Андреевич Крутецкий и другие, — делится она. – Их учебники до сих пор востребованы.
Свою первую диссертацию на тему «Развитие профессионального мышления у учащихся ПТУ» Татьяна написала в целевой очной аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена ещё в 1990-е; успешно прошла предзащиту… И ушла в декретный отпуск: у неё родилась дочь.
Вторую диссертацию написала уже в Таганроге – под научным руководством декана факультета социальной педагогики и психологии профессора Татьяны Даниловны Молодцовой; успешно защитила её в 2008 году. Темой диссертационной работы стала подростковая агрессия.
— Подростковая агрессия – явление нехорошее, но в то же время неизбежное, — говорит Татьяна Ивановна. — В пубертатный период полового созревания подростку самому трудно справиться с происходящими с ним и в нем изменениями, это – стресс для него. Он становится раздражительным, болезненно реагирует на внешние стимулы. Отсюда – их агрессия. Она проявляется в различных формах; это может быть и аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя. Но без агрессии взросление невозможно. Поэтому эта тема будет актуальна всегда — так же, как и подготовка студентов к работе с агрессивными подростками. Но как научить студента такой работе на практике? Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья, – там всё понятно: вот – ребенок, вот – его ограниченные возможности. А с агрессией – как? Не провоцировать же её… И мы пришли к идее разработки профессионально-образовательной технологии интегрированного медиаобразования по данной проблематике.
Две Татьяны – Меньшикова и Молодцова – такую технологию разработали. При участии студентов была создана большая тематическая фильмотека с отрывками из художественных и документальных фильмов, из телепередач, с видеозаписями, взятыми из интернета. Пользуясь всеми этими наработками, доцент Меньшикова вела спецкурс по подготовке студентов к работе с агрессивными подростками.
— Они учились действовать в различных ситуациях, прогнозировать развитие событий, — объясняет ученая. — Мы разработали практические рекомендации также и для педагогов, и для родителей. Сейчас того спецкурса в учебной программе уже нет, но мы об этом все равно говорим — в рамках других учебных дисциплин, например, курса «Психология развития».
На базе факультета психологии и социальной педагогики действует Психологическая клиника, которой руководит Оксана Холина. Консультации родителей и самих подростков проводятся бесплатно.
— Кто такой трудный подросток? – задается вопросом Татьяна Меньшикова. – Раньше считалось, что это – тот, с которым трудно родителям и педагогам. Теперь изменился подход, пришло понимание, что с ним труднее всего ему самому; он признается не объектом, а субъектом, который нуждается в помощи.
Среди рекомендаций по снижению подростковой агрессии – учет личностных особенностей подростка, повышение его самооценки, его моральная поддержка, укрепление его чувства безопасности, помощь ему во всестороннем развитии, в раскрытии собственного творческого потенциала.
— Если у юноши повышенная агрессивность, — желательно, чтобы он занимался в какой-нибудь спортивной секции, чтобы свою энергию выплескивал на тренировках и соревнованиях, — продолжает Татьяна Меньшикова. – Спорт позволяет легализовать агрессию, направить её в нужное русло.
Татьяна Ивановна признает, что пусть не физическая, но вербальная агрессия свойственна и тем, кого она учит – и в лицее, и даже в институте. С другой стороны, тем легче им войти в тему и научиться помогать – и самим себе, и другим.
— А сейчас проблема агрессивного поведения особенно актуальна, — отмечает наша героиня. — Потому что в силу разных причин повысилась агрессивность всего нашего общества; мы наблюдаем вспышки агрессии со стороны даже взрослых, культурных, умных людей.
По мнению Татьяны Меньшиковой, нужно учить и самих подростков справляться со своей агрессией. И тут главная надежда – на родителей. Но помочь взрослеющему ребенку усмирить собственную агрессию – не легче, чем пройти между Сциллой и Харибдой: тут недопустимы как авторитаризм в семье, так и вседозволенность, как излишняя строгость, так и всепрощение. А самое верное средство снижения подростковой агрессии – любовь и внимание к своему чаду его родителей.
Антон Сахновский, фото автора и Анастасии Башук