О проектах художника Юрия Фесенко мы рассказывали неоднократно. На этот раз ростовский Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской при содействии галереи ZHDANOV 24 декабря представляет его экспозицию «Побег из четырёх углов».
Новая экспозиция дополнит и раскроет проект «Александр Жданов. Последний Пан» (данная выставка проходила в апреле этого года в ростовском музее РОМИИ).
Арт-проект продолжает изучение творческого наследия русского художника-нонконформиста Александра Жданова (1938–2006гг). Современное и, как будто, ироничное художественное высказывание автора проекта Юрия Фесенко – на самом деле совсем не пародийная реплика на образ бегущего Пана, созданный его единомышленником и наставником. Скорее, это некое исследование феномена движения и его влияния на искусство, как составную часть нашего бытия.
Отвергая принцип пространства, времени, расстояния между творцом и его произведением, герои Жданова вместе со своим автором нарушают границы в жизни и в творчестве. Чёрно-белые «Зимние Паны», созданные перед похожим на побег отъездом художника из СССР в конце 1980-х годов имеют прямую связь с образом мифического персонажа из литературы Прованса начала прошлого века (Жозеф д’Арбо, «Чудище из Ваккареса»). По воле автора этот образ «переселён» из литературы в живопись, из солончаковых степей Арля в окрестности Звенигорода. Эта история и лёгла в основу нового проекта.
Автором переосмыслен жанр «книга художника». Её пространственная версия позволяет впервые наиболее полно продемонстрировать (в Ростове-на-Дону и по всей России) уникальные живописные чёрно-белые изображения, выполненные Ждановым в 1985–1987 годах.
Их, как и фотофиксацию энвайронмента «Другой» (энвайронмент — одна из форм авангардистского искусства, пространственная композиция, создающая для зрителя подобие реального окружения, примечание автора), созданного по мотивам «Зимних Панов» Юрием Фесенко, можно будет увидеть в двух залах выставочного пространства. Персонажи повторяют исторический побег Пана, теперь — среди рукописных страниц упомянутого литературного текста, некогда ставшего прообразом для свободолюбивого лирического героя Жданова.
Географические локации во Франции и России вместе с литературой и живописью составляют четыре угла проекта, образовывая замкнутую и понятную фигуру, символизирующую устойчивость и стабильность художественного высказывания.
Почему многие из нас, в творчестве и в жизни, чаще отдают предпочтение открытости, хрупкости, неопределенности и постоянно куда-то бегут? Поиску ответа на этот вопрос Юрий Фесенко посвящает свой арт-проект «Побег из четырёх углов». Куратором проекта является Светлана Крузе, российский искусствовед, куратор, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств. Экспозиция будет работать до 21 января следующего года по адресу Ростов-на-Дону, улица Шаумяна 51.
Марина Даренская, фото предоставлено Юрием Фесенко