Кукольник и Глинка — история дружбы и соавторства

В актовом зале Чеховской гимназии (Литературного музея А.П. Чехова) состоялся историко-музыкальный вечер, посвященный двум юбилярам нынешнего года, – Михаилу Ивановичу Глинке (1804–1857) и Нестору Васильевичу Кукольнику (1809–1868).

Дружба и соавторство

Они познакомились в 1834 году в Петербурге. И подружились. К тому времени Нестор Кукольник уже был известным и успешным литератором. Он писал и прозу, и драму, и стихи. К тому же он был и композитором. К драме «Азовское сидение» автор написал и музыку, премьера готовилась на столичной сцене, но не состоялась – по той причине, что в это время началась Восточная (Крымская) война. Михаил Глинка оперу Нестора Кукольника «Азовское сидение» оценил положительно, и не только по дружбе.

Тонко чувствующий музыку Кукольник часто становился первым человеком, на суд которого Глинка представлял свое новое музыкальное произведение. И Нестор Васильевич был суровым критиком. Бывало, Михаил Иванович не на шутку обижался. Но музыка его после этого преображалась.

Друзья успешно работали в соавторстве. На стихи Нестора Кукольника Михаил Глинка написал 15 известных романсов, 12 из которых вошли в единственный вокальный цикл Глинки, названный «Прощание с Петербургом». Самым исполняемым произведением из этого цикла была и остается «Попутная песня», посвященная железнодорожному транспорту: Кукольник был его большим поклонником. Музыка и слова прекрасно передают ритм движущегося поезда. Также Глинка написал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Кукольник участвовал в создании либретто опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Война и угасание

Свое разностороннее творчество Нестор Кукольник успешно сочетал с государственной службой. С 1843 года он – чиновник особых поручений военного министерства. Восточная (Крымская) война застала его в Новочеркасске. На него возлагаются задачи снабжения действующей армии – Кавказского фронта и обороняющегося Севастополя. Особенно интенсивную работу ему пришлось проводить в связи с высадками десанта на Азовском побережье (Бердянск, Мариуполь, Таганрог). Эта работа была высоко оценена на самом высоком уровне. За отличие по службе в апреле 1856 года Нестор Кукольник производится в действительные статские советники.

В 1857 году умирает его лучший друг Михаил Глинка. В 1858-м Нестор Кукольник уходит в отставку, оставляет опостылевший Петербург и переезжает с женой в Таганрог, как он сам говорил, «чистить ягоды и варить варенье, а зимой пить с этим вареньем чай».

В 1825 году в свои 48 лет свой земной путь в Таганроге окончил крестный отец Нестора Кукольника – император Александр Первый. Царскому крестнику, Нестору Кукольнику, когда он приехал в наш город, было 49. Казалось бы, он мог в этом дивном южном городе наслаждаться отдыхом. Но нет – не мог: душа не позволяла.
Имея государственный ум, удивительную проницательность и при этом кипучую натуру, Нестор Васильевич разворачивает бурную деятельность в полюбившемся ему Таганроге, который к тому времени начал угасать. С этим городом, который Кукольник считал экономическим и культурным центром всего Юга России, было связано несколько его проектов. Но в жизнь воплотить удалось лишь немногие.

«Дороги и школы»

Кукольник оппонировал влиятельным ростовчанам и ратовал за проведение в Таганрог, считавшийся тупиковым, столь дорогой его сердцу железной дороги: «Если начнется дорога из Харькова в Таганрог, то жизнь Таганрога примет совершенно иные фазы. Не потому что я живу в Таганроге, а потому что я зело изучил этот край, скажу решительно, что Таганрог для России важнее Одессы и Риги, но Вам известно, как хромает и как близорука наша администрация. Почему и надо бить и бить на эту дорогу».

Ему удается убедить правительство России в эффективности предлагаемого маршрута через Таганрог; он предлагает удешевление строительства, основывается при этом на собственных технико-экономических разработках, которые выполняет по собственной методике. Доклад Кукольника на эту тему даже был опубликован.
И вот итог. Приведем выдержку из письма Нестора Кукольника 1868 года.

«Таганрога, как я и предполагал, узнать нельзя. Жизнь поднимается. Дорога на глазах растет. Из гавани вверх до вокзала и отсюда на Матвеев Курган не сегодня, так завтра пойдут паровозы. Рельсы уже навинчены; полотно готово и сложено это почти на половину; нет теперь и малейшего сомнения, что все будет окончательно готово будущей осенью. Ура! Наша взяла, хоть, как говорится, и рыло в крови».

Письмо датировано ноябрем 1868 года. Через месяц Нестор Васильевич Кукольник умрет, не дожив до пуска железной дороги один год.

Человек высокообразованный, Кукольник ратовал и за всемерное развитие в России в целом и в Таганроге, в частности, образования: «Одну проповедь читать нужно: учитесь. Дороги и школы, школы и дороги; а тогда научимся и поедем прямым путем.» Он разработал проект создания первого на Юге России университета. И этот проект был реализован, университет был создан, однако не в Таганроге, как планировал автор, а в Одессе…

Зато оперный театр появился не только в Одессе, но и в Таганроге. А в целом по развитию культуры, в том числе музыкальной, Таганрог долгое время даже опережал Южную Пальмиру. И Нестор Васильевич Кукольник мог наслаждаться в Таганроге музыкой, в том числе – своего незабвенного друга Михаила Ивановича Глинки.

Забвение и «воскресение»

В отличие от Глинки, Кукольник неблагодарными потомками был практически забыт. Но спустя столетие после приезда в Таганрог Нестора Васильевича в наш город по назначению на работу на Таганрогский комбайновый завод приехал выпускник Запорожского машиностроительного института Александр Николаенко – инженер по образованию и профессии, краевед по призванию, депутат городского Совета (1990—1993) и Городской Думы (1994—1996, 1996—1998) Таганрога, создатель и первый главный редактор историко-литературного альманаха «Вехи Таганрога». В 1990-е годы Александр Иванович наряду с общественной деятельностью активно занимался сбором всевозможных сведений, касавшихся жизни и творчества Нестора Васильевича. Именно он первым оценил огромное значение этой фигуры в истории русской литературы и «воскресил» для России забытого гения.

Посвященный двум гениям историко-музыкальный вечер в Чеховской гимназии провела старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Алла Цымбал. Музыкальное сопровождение вел Таганрогский камерный оркестр под руководством Александра Гуревича.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *