В Таганроге жили и творили многие выдающиеся личности, которые, не будучи таганрожцами по рождению, оставили заметный след в истории нашей страны и в истории Таганрога. О некоторых из них уже писала «Таганрогская правда»: известный поэт и педагог Александр Ревич, «командарм советской индустриализации» Яков Гугель, советский торгпред в европейских странах Аркадий Тарханов, обеспечивший индустриализацию западными специалистами и передовыми технологиями, врач-дерматолог Эзрий Иоффе, проживший жизнь-подвиг. Сегодня наш постоянный автор Виктор Файн рассказывает об актере и режиссере Александре Канине, благодаря которому Таганрог стал первым городом, воплотившим на сцене каждую из двух версий знаменитой пьесы М. Горького «Васса Железнова».
Глазами Веры Максимовой
Родственница моей жены Вера Николаевна Максимова (1907-1996) близко знала Александра Канина и дружила с ним. Советский статистик, педагог, кандидат наук, она прожила интереснейшую жизнь, в которую уложились революции и вся история СССР. Недавно вышла моя книга «Одна жизнь как история СССР. Из воспоминаний Веры Николаевны Максимовой» (публикация, предисловие, комментарий, подбор иллюстраций и редакция Виктора Файна. Москва, издательство «Триумф», 588 с., 2022). Предлагаю вниманию читателей фрагменты из воспоминаний Веры Максимовой:
1943 год. В Энгельсе, кроме нашего института, оказался эвакуированным также и театр из Курска. Нас прикрепили к одной столовой и к одной и той же торговой точке. Странствуя по местным органам управления и снабжения, А. Боярский (муж В. Максимовой, – прим. В.Ф.) как директор института познакомился с главным режиссером театра Александром Игнатьевичем Каниным.
Канин оказался общительным и симпатичным человеком. Встречаясь ежедневно в столовой, мы сначала раскланивались с ним и его женой Анной Ивановной, а осенью, когда определились перспективы прочной зимовки в Энгельсе, это новое знакомство окрепло.
Александр Игнатьевич приглашал нас в любой вечер приходить на спектакли, и мы очень часто пользовались этими приглашениями. Поздней осенью и зимой в темные вечера тоскливо и холодно сидеть дома. А в театре было освещено, и немного подтапливали, не говоря уже об уровне спектаклей, соблюдавшемся, несмотря на сложности военного времени. Но интереснее было само общение с Александром Игнатьевичем в каждый антракт, когда мы приходили в его кабинет главрежа. Да и во время пьесы сидели у самой сцены, в его ложе. Сидели, не снимая пальто и шапок, а со сцены несло холодом. Эти «культпоходы» были светлой отдушиной в нашей жизни. В антрактах в своем крохотном кабинетике Александр Игнатьевич был тем магнитом, к которому мы невольно тянулись. Намного старше и нас, и своей жены – в эту энгельсскую зиму ему было уже 65 лет, он казался моложе любого из нас – столько в нем было энергии, бодрости, остроумия, внутренней силы.
Он прожил большую и интересную жизнь в мире искусства. И не просто прожил, а своим огромным темпераментом участвовал в ней. Сколько увлекательных рассказов слышали мы от него! И какую полезную встряску получали! Впечатление производило не только содержание его рассказов, но и то, как он это делал, как был красив и оживлен. Спасибо судьбе за то, что она подарила такое знакомство в этот нелегкий период жизни!
…Уже под Новый 44-й год пришла открытка из Шадринска Курганской области, куда Александр Игнатьевич поехал налаживать Областной драматический театр. Дружба с Каниными продолжала крепнуть, хотя виделись мы нечасто – только когда они проездом бывали в Москве. Они заезжали к нам на ночевку, а если летом, то бывали и на даче в Тарасовке.
Ему часто меняли место работы, поручая создать или воссоздать драматические театры в разных городах: Курган (1943-46), Улан-Удэ (1946-47), Великие Луки (1947-48) и, наконец, Рязань с 1948 года и до его кончины в 1953 году. В этот последний период они особенно часто бывали в Москве, да и мы к ним не раз ездили. В последний раз – на похороны Александра Игнатьевича в 1953 году. Сохранились письма, в основном из Улан-Удэ, из которых видны условия их жизни и работы. Особенно интересен стиль записочек самого Александра Игнатьевича. Приезжали мы туда в декабре 1952-го, на 75-летний юбилей Канина. Пока он был жив, его личностью и обаянием освещалась вся эта семья. Тогда, в таком солидном юбилейном возрасте он был душою моложе не только своей «молодой» жены, но и любого из нас, хоть и был старше меня на 30 лет моложе его.
Дружба с таким человеком — щедрый подарок судьбы в тяжкие военные годы и всякий день потом. Часто бывая у нас в эти трудные годы, Александр Игнатьевич меня очень поддержал. Сейчас я с горячей любовью вспоминаю его. Получилось так, что всё, к нему относящееся (письма, фотокарточки, программки, телеграммы и даже рязанские газеты), собравшись вместе, продиктовали мне сегодняшнюю запись.
На могиле Александра Игнатьевича Канина на Рязанском кладбище поставлен изящный памятник. Вдова Александра Игнатьевича Анна Ивановна много работала со скульптором, чтобы передать артистичность его образа. После выхода на пенсию Анна переехала в Москву. Прожила там с родственниками больше 20 лет и умерла летом на даче в Троицком.
Пьеса Горького «Васса Железнова»
Одна из самых знаменитых пьес М. Горького имела две версии – по существу две разные пьесы. Первая из них, с подзаголовком «Мать», была опубликована в 1910 году. В тот же год она вышла отдельным изданием в издательстве журнала «Театр и искусство» в Санкт-Петербурге.
Благодаря Александру Канину, этот спектакль первыми увидели таганрожцы в том же 1910 году.
Вечная тема – семейные отношения. «Показана жизнь семьи богатой судовладелицы – люди «давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат». Пьеса начинается с отравления женой своего мужа, обвиненного в педофилии. Одна дочь алкоголичка, другая юродивая, брат развратник, доведший до самоубийства горничную, мерзкая приживалка-наушница, тупой юнкер-жених, слуга, который собирается растлить ее дочь ради денег, продажный следователь, взяточники инспекторы.
Во втором варианте пьесы автор показывает Вассу, в которой классовое начало гораздо сильнее, чем в прежней. Он показывает борьбу Вассы с невесткой – революционеркой Рашель за своего внука. Она не хочет отдавать внука своей невестке, боясь, что тот заразится революционными идеями, как ее сын Фёдор. Показывает душевный надлом главной героини и ее обреченность, духовное банкротство. Васса вся в прошлом, а будущее за Рашелью. Они непримиримые враги, но уважают друг друга.
Второй вариант пьесы издан отдельным изданием в Москве в издательстве «Гослитиздат» и в Днепропетровске в 1936 году. А. Канин и здесь оказался впереди всех – поставил пьесу в 1935 году в двух театрах – в Таганроге и в Курском государственном драматическом театре имени А.С. Пушкина. Второй вариант стал классикой советской сцены. Лучшие актрисы России играли Вассу Железнову в театрах – Серафима Бирман, Вера Пашенная, Татьяна Доронина, Светлана Крючкова и другие. Фаина Раневская была первой исполнительницей роли Вассы Железновой в Центральном театре Красной армии в 1936 году. Спектакль состоялся через две недели после смерти автора. Это была одна из крупнейших театральных ролей актрисы. За эту роль в 1939 году Раневской присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР.
Образ Вассы Железновой в кино был создан Верой Пашенной в 1953 году и Инной Чуриковой в 1983-м. Фильм-спектакль 1953 г. «Васса Железнова» Государственного академического Малого театра сняли режиссеры Леонид Луков и Константин Зубов. В нем роль брата Вассы сыграл Михаил Жаров.
За фильм 1983 года режиссер Глеб Панфилов, оператор Леонид Калашников, актеры Валентина Теличкина, Инна Чурикова и Николай Скоробогатов награждены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых. Фильм получил главный приз XIII Московского международного кинофестиваля.
Досье «Таганрогской правды».
Александр Игнатьевич Канин (1877, Саратов – 1953, Рязань) вошел в историю театра как постановщик драматургии М. Горького – поставил почти все его пьесы и сыграл в них главные роли. В 1902 году он был принят в труппу Московского художественного театра (МХТ), в 1904-м окончил школу при МХТ, где учился у В.И. Немировича-Данченко. Работал под руководством В.Э. Мейерхольда в Тифлисе, где впервые попробовал себя в качестве режиссера.
В 1905–1906 годах – актер студии МХТ на Поварской в Москве, которой руководили К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд. С 1908 по 1917 годы работал в театрах Воронежа, Ростова-на-Дону, Таганрога, Самары, Казани, Оренбурга, Иркутска, Одессы, Астрахани.
С февраля 1917 года А.И. Канин жил и работал в Саратове. В 1920 году он организовал при Саратовском драматическом театре молодежную труппу. Был художественным руководителем многих театров по всей стране: Ашхабад, Пенза, Самара, Воронеж, Курск, Энгельс, Курган, Улан-Удэ, Великие Луки, Рязань. Заслуженный артист РСФСР (1926). Лауреат Сталинской премии (1951) – за постановку и исполнение роли Василия Васильевича Бессемёнова в спектакле «Мещане» М. Горького.
Виктор Файн, фото на главной gornitsa.ru