370 лет церковной реформе патриарха Никона

Патриарх Никон и Петр Первый

370 лет назад, 19 февраля 1651 года, началась церковная реформа патриарха Никона: такую информацию можно почерпнуть в интернете. В действительности в 1651 году митрополита Новгородского Никона призвал в Москву царь Алексей Михайлович, получивший прозвище «Тишайший». Патриархом при поддержке государя Никон был избран в 1652 году, после смерти патриарха Иосифа.

Алексе́й Миха́йлович Тиша́йший (1629-1676)

Реформу же патриарх Никон провозгласил 365 лет назад – на торжественной службе в московском Успенском соборе в Неделю православия (первое воскресенье Великого поста) 1656 года: тем, кто крестится двумя перстами, была объявлена анафема (они отлучались от Церкви).

Между тем, веком ранее, 470 лет назад, в 1551 году, Стоглавым собором Русской православной церкви было канонизировано именно двоеперстие.

Хотя и Стоглавый собор, и Никон спустя столетие единодушно ратовали за унификацию церковных текстов в богослужении: в церковных книгах были значительные разночтения, произошедшие зачастую из-за ошибок переписчиков. Но, поскольку между двумя и тремя пальцами разница наиболее очевидна, — она и сыграла главную и роковую роль в расколе Церкви. В богоборческом советском государстве граждане об этом расколе знали преимущественно по роману Алексея Толстого «Петр Первый», в котором писатель живописует, как старообрядцы, запершись в церквях, себя сжигали заживо, предпочитая мученическую смерть богохульству: они считали, что троеперстие – это кукиш Богу…

История вопроса с перстами такова. Когда у греков появилась ересь монофизитов, то, крестясь двумя перстами, христианин этим самым выражал свою веру в то, что Иисус Христос по Своей природе в полной мере является Богом и в столь же полной мере – Человеком. Но, когда монофизиты с их заблуждением остались в прошлом, — греки стали креститься тремя перстами, выражая этим самым свою веру в Святую Троицу. Русь, перенявшая христианскую веру у Византии, ересей не знала. Но зато, меняя персты вслед за греками, узнала раскол.

Однако историки считают, что унификация церковной жизни, в том числе ее чисто внешней, обрядовой стороны, была оправданна. По общему мнению тогдашних светской и церковной властей (царя и патриарха), установление такого единообразия являлось важным инструментом поддержания национального единства в стране, которая еще недавно пришла в себя после смутного времени и иностранной интервенции. Кроме того, в 1654 году по решению Переяславской рады произошло воссоединение Украины с Россией, а в Украине православная литургия проводилась по греческим канонам, и крестились там тремя перстами.

Патриарх Никон (1605 – 1681)

Патриарх Никон всячески, в том числе посредством церковной реформы, боролся за укрепление дисциплины, единоначалия и авторитета Церкви и священнослужителей, которые порой – увы – уважения к себе на заслуживали. Патриарх Никон выжигает поповское пьянство, старается не допускать к иерейскому званию непригодных людей. Историк Русской Церкви Николай Тальберг пишет о нем: «Никон обязывал духовенство читать в церквах поучения, сам усиливая свою ревность в проповедывании. Он требовал от духовенства должного знания св. Писания и церковной службы, христианской жизни, дабы служить примером для пасомых». Патриарх поднимал иноческую жизнь — им основаны Иверская обитель на Валдае, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой и Кийский Крестный — в Прионежье.

Церковная реформа объективно назрела. Было много какой-то неупорядоченности: многогласие; люди приносили в храм свои иконы, в том числе неканонические, ставили перед ними свечи; стояли в шапках; вели какие-то посторонние разговоры; и все это — на фоне длинной, непонятной большинству продолжительной службы.

Василий Суриков «Боярыня Морозова»

Нужно учитывать и то, что и русский царь, и русский патриарх, каждый по-своему, хотя во многом схожими, насильственными методами, добивались определенной цели. Каждый из них стремился к тому, чтобы стать покровителем и владыкой для всего православного мира. И ради достижения этой цели они готовы были пойти на жертвы – за счет своего народа.

Отказавшиеся креститься тремя перстами ревнители старого благочестия преследовались. Так, согласно указу царевны Софьи, были уничтожены тысячи из них.

Петр Первый (1672 – 1725)

Петр Алексеевич, будучи единомышленником отца, Алексея Михайловича, продолжая его курс на усиление, расширение и ускоренное развитие технологически отсталой страны, остался верен реформам патриарха Никона. Благодаря этому по сути не Украина присоединилась к России, а Великороссия – к Малороссии. А это было крайне необходимо великой державе, которую строил Петр Великий: привлекаемых из-за рубежа образованных европейцев было недостаточно, нужны были образованные русские люди. Но, помня противостояние между своим отцом и властолюбивым патриархом Никоном, Петр Великий упразднил патриаршество, установив таким образом в Российской империи абсолютную власть монарха. А вот открытые гонения на старообрядцев при Петре Первом прекратились. Ведь он смотрел на все с точки зрения государственной пользы. Хотя реабилитировал ревнителей старого благочестия лишь Николай Второй. А в XVII веке, спасаясь от преследований со стороны государства, старообрядцы стали активно осваивать Сибирь. И это вполне устраивало прагматичного Петра Первого. Если староверы не упрямились в сотрудничестве с государством, Петр говорил: «Пусть хоть одним перстом крестятся, лишь бы польза была».

Кстати, первые христиане крестились одним перстом. А в 1990-е вчерашние руководители КПСС крестились пятерней – и никто их за это от Церкви не отлучал. И слава Богу: для Него-то главное — не наши пальцы, а наши души.

Антон САХНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content