На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей».
Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения. Как себя вести в этом случае?
В целях недопущения превышения полномочий общественными объединениями по защите прав потребителей администрация Таганрога информирует о полномочиях объединений при проведении общественного контроля деятельности предприятий:
Что имеет право проверить общественная организация:
— правильность оформления вывески;
— ценники/ прейскурант на услуги;
— наличие и полноту информации для потребителей, размещенной в доступном для обозрения месте;
— представленный на торговой площади товар на предмет наличия маркировки;
— соблюдение сроков годности.
Общественные организации не имеют права:
— требовать допуска в служебные помещения и места, не предназначенные для посещения обычными потребителями;
— осуществлять контрольные закупки (приобретение товара или оплата услуги инспектором под видом потребителя контрольной закупкой не являются);
— проверять бухгалтерские и иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
— проверять соблюдение санитарных правил и норм, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
— проверять правильность применения контрольно-кассовой техники;
— проверять трудовые договоры, медицинские книжки и документы об образовании работников.
При проверке хозяйствующий субъект имеет право:
— потребовать от представителя проверяющей организации удостоверение;
— потребовать Документ, подтверждающий основания для проведения проверки;
— отразить в акте свои возражения относительно выявленного нарушения;
— осуществлять фото и (или) видеосъемку в момент проведения проверки;
— отказаться от предложения по приобретению платных услуг или товара, а также от заключения возмездного договора на оказание консультативных услуг и сообщить о данном факте в УМВД России по РО.
Куда обращаться?
Если хозяйствующий субъект усматривает в действиях общественных организаций признаки вымогательства, превышения должностных полномочий, самоуправства или расценивает их как попытку присвоить функции государственных контролирующих и надзорных органов – необходимо написать заявление в местное отделение УМВД, прокуратуру Таганрога, администрацию Таганрога, общественному представителю Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Ростовской области в городе Таганроге.
В случае нарушения прав необходимо обращаться по телефонам:
Общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Ростовской области в г. Таганроге: (8634) 391-891
Сектор защиты прав потребителей администрации Таганрога: (8634) 312-785
УМВД России по РО: 102