Выставка-бабочка «Русский Сезанн» открылась в Таганроге

Существуют разные способы отпугнуть стужу и приблизить лучистое весеннее тепло: мы традиционно затеваем масленичные гуляния, европейцы устраивают карнавалы. Эта весна пришла в Таганрог не без участия чудесного музейного «обряда» — в Художественном музее открылась теплая «выставка-бабочка», на которой представлены живописные полотна Петра Кончаловского.

Как нам рассказала научный сотрудник Таганрогского художественного музея Татьяна Рябинская, выставка, составленная из пяти работ из музейного собрания, открылась накануне Дня влюбленных, и первыми её посетителями стали гости Таганрога – группа туристов из Ростова и области.

Выставка приурочена к 145-летию художника-живописца, авангардиста Петра Петровича Кончаловского, который родился 21 (9 по старому стилю) февраля 1876 года в соседнем с нами Донбассе, в городе Славянске.

  • Мы в конце зимы заманили весну яркими красками картин Кончаловского, — делится Татьяна Рябинская.

Причем полотна как будто сами собой сложились в одну трепетную бабочку. На одном её жанровом крыле — два прекрасных натюрморта, на другом — пара ярких пейзажей. Центральное же полотно показывает Кончаловского-портретиста — это портрет художника Германа Васильевича Федорова, сотоварища Петра Петровича по объединению авангардистов «Бубновый валет». На выставке представлено творчество раннего Кончаловского – счастливого, влюбленного, надеющегося на то, что французская эстетика приживется на русской почве. 

Официальное название выставки – «Русский Сезанн». Оно не случайно. Поль Сезанн — французский художник-постимпрессионист XIX – начала XX веков, творивший одновременно с импрессионистами. Живописные поиски и находки Сезанна не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления. 

  • Кончаловский обожал Европу, особенно Францию, — продолжает куратор выставки. – Часто ездил в творческие командировки и неустанно следил за новыми направлениями в европейской живописи. Его мечта сблизить французскую эстетику с русской культурой находит отчетливое выражение, например, в работе «Натюрморт с красным подносом». На заднем плане – жостовский поднос. Наши посетители, особенно дети, видят в Кончаловском иллюзиониста: кажется, что букет не нарисован на подносе, а парит рядом с ним. Этот поднос – отсылка к ярмарочной вывеске, к лубку, к примитиву и одновременно – к влечению русского человека к сказке, к чуду. Все «бубнововалетцы» стремились «вытащить» исконно русское, и подать его по-новому, свежо, необычно. Кончаловский это делает на европейский лад, очень утонченно: он «приглашает» на свое полотно фарфоровые предметы, которые обожал Поль Сезанн — признанный мастер натюрморта, и выстраивает их в одну линию — как Анри Матисс… В результате русский дух и французский шарм складываются в один из фирменных сюжетов, мотивов Петра Кончаловского: его красные подносы широко известны, они – своего рода визитная карточка творчества художника.

Обращает на себя внимание и нежный натюрморт «Букет. Тюльпаны», написанный в 1908 году.

  • Кончаловский считал, что настоящим художником  не стать, пока не выучишься писать цветы, — рассказывает наш экскурсовод. – При взгляде на картину с разных ракурсов тюльпаны будто меняют цвет. Кому-то они кажутся почти белыми, кому-то – розовыми или желтыми, некоторые находят лиловые искорки… Полотно удивительно сочетанием несочетаемых, казалось бы, вещей. С одной стороны — любимые Кончаловским шероховатая фактура, крупный мазок, с другой – нежнейшая игра цвета и света, их переливов.

Одно из полотен «пейзажного» крыла «выставки-бабочки», и вовсе волшебное. Такова работа «Пейзаж. Кассис», написанная художником во Франции в 1913 году. Кассис – город, расположенный на юго-востоке, на Лазурном берегу, знаменитый прибрежными скалами и производящимися в окрестностях винами.

  • Кончаловский много путешествовал, — продолжает рассказ Татьяна Рябинская. – От его картины веет настоящим счастьем! Поэтому, если встать рядом с этим полотном, хорошенько сосредоточиться и загадать желание, чудесный свет искусства и радость, которой дышит полотно, помогут этому желанию исполниться. Мы в это и сами верим, и говорим об этом посетителям.

Вниманию организованных групп, желающих познакомиться с выставкой, предлагается художественно-поэтическая программа «Ольга, любовь моя…», в ходе которой гостей знакомят с удивительной историей любви Петра Кончаловского и его супруги Ольги Суриковой — его музы и главного критика.

Впрочем, и одинокому посетителю выставка подарит огонёк поэзии — в выставочном зале звучат записи стихов Вероники Тушновой, Беллы Ахмадулиной, Ларисы Миллер, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского. Все они — о бабочках, о красоте… Поэтические строки «приправлены» музыкой из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Петр Петрович и Сергей Сергеевич были друзьями и земляками: Прокофьев тоже из Донбасса, он родился в селе Сонцовке 23 (11 по старому стилю) апреля 1891 года, так что выставка в какой-то степени приурочена и к его грядущему 130-летию.

Желающим познакомиться с волшебной выставкой не стоит медлить: первоначально планировалось, что она будет экспонироваться до 14 марта, затем её продлили на две недели. Но уже в конце марта художественная бабочка все же упорхнет в фонды музея, богатейшая коллекция которого обещает таганрожцам и гостям города ещё множество сюрпризов. 

Хештег выставки: #бабочкалетит

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content