На фоне новеньких трамваев «Синара – ГТР Таганрог» наши «пожилые» автобусы стали выглядеть ещё старше. Машин на иных маршрутах мало, а жалоб всё больше. О модернизации городской дорожной сети представителям СМИ рассказал заместитель главы администрации Таганрога по вопросам транспорта — начальник управления транспорта Дмитрий Беликов.
Система не работает
- Анализ обращений граждан к главе администрации города Андрею Фатееву, депутатам городской Думы, общение с коллективами предприятий, с гражданами, пользующимися общественным транспортом, показали: жалобы на неудовлетворительную работу транспорта в городе можно разделить на два блока, — рассказал Дмитрий Сергеевич. — Первый — это недовольство графиком работы подвижного состава: порядка 85% обращений. Остальные 15% — о неудовлетворительном состоянии автобусов на территории города, хамском отношении водителей, связанные с льготным проездом и платежными картами, с неудачным размещением терминала оплаты и так далее.
Нарушение графика движения подвижного состава является большой проблемой. По словам заместителя главы городской администрации, таганрожцы на автобусной остановке не просто беспокоятся, что транспорт придет с опозданием. Они не уверены, что автобус придет вообще.
- Маршрутная сеть по городу в её нынешней конструкции актуальна на 95%, охватывает все районы города: Северный, Русское поле, центральную часть, Марцево, микрорайоны «Андреевский», «Военный городок» и в том числе даже новую школу № 39. Другое дело, что эта система не работает. Люди возмущены не сетью в целом, а тем, что транспорт не приходит, — объясняет Дмитрий Беликов.
И что делать?
К сожалению, и диспетчерские службы не настроены и не отлажены в той мере, чтобы информировать людей о невыходе транспорта на маршрут. Нет в сфере автобусных перевозок приложения, подобного «Таганрогскому трамваю», чтобы можно было открыть карту и посмотреть, где в данный момент находится нужный автобус.
- Как мы планируем решать эту проблему? Во-первых, необходимо провести прозрачный и единый конкурс, чтобы определить перевозчиков на различных маршрутах для обеспечения оптимального графика движения и ответственного выполнения заказ-нарядов, выданных в управлении транспорта, — акцентирует Дмитрий Беликов.
Зачастую на одном маршруте работает по нескольку перевозчиков. Дмитрий Сергеевич разъяснил, что раннее в конкурсах пассажирских перевозок разыгрывались графики, а не маршруты. Так, например, маршрут № 31 обслуживают четыре автотранспортных предприятия.
- В результате водители начинают «гонки» в борьбе за пассажира, происходят конфликты, срыв графика. Персоналу иной раз даже некогда вычистить транспортное средство. «Я должен быстрее выходить на маршрут, конкуренты уже людей везут, прибыль забирают», — на минутку вошел в роль водителя и озвучил доводы «гонщиков» Дмитрий Беликов. — Это недопустимо! Автобус должен приходить в установленное время.
При этом понятно, что дорожная ситуация бывает разной: предположим, случилось ДТП или автобус сломался. Также влияет и человеческий фактор. По словам Дмитрия Беликова, существует проблема с водителями: только за последние полторы недели ушли семь человек – работать на новых территориях России, где им предложили намного более высокую заработную плату.
- Единичные сбои возможны, но они не должны иметь системный характер, — уверен начальник управления транспорта.
Один маршрут – один перевозчик
По условиям конкурса, который проведут ориентировочно в ноябре–декабре этого года, на каждом маршруте будет по одному перевозчику. И предложат соискателям маршруты, а не графики. Причем, в лотах будут совмещены прибыльные (популярные) и менее «выгодные» маршруты. При невыходе на какой-либо из них в течение, к примеру, трех дней предприятие потеряет весь лот, включая экономически привлекательный маршрут.
Главное требование конкурса для перевозчиков — обновление подвижного состава, который, по словам Дмитрия Сергеевича, в Таганроге отстал по качеству и своему развитию лет на пятнадцать. Что-то предложат обновить сразу, что-то поэтапно, в течение полугода или года, в зависимости от маршрута. Обязательным условием будут установка систем навигации «ГЛОНАСС», электронный учет, валидатор, площадки для маломобильных граждан, кондиционеры.
- В приморском городе кондиционер в автобусах не прихоть, здесь повышенная влажность. Как технарь говорю – климатическая система при работе подсушивает кузов. Без такого оборудования автобусы в два раза быстрее приходят в негодность: проводка ржавеет, отваливаются датчики, техника ломается. Поэтому наличие кондиционеров тоже будет вписано в условия – может, не сразу, и не на всех маршрутах, — отметил Дмитрий Сергеевич.
И «возраст» транспорта пропишут в конкурсных условиях, установив ограничения, например, выпускать на маршрут машины не старше 2015 года выпуска.
Сложность для предприятий состоит и в том, что сейчас три основных производителя в России — «ВАЗ», «ЛиАЗ» и «КамАЗ» — перегружены заказами на долгое время. Даже при наличии средств и желания срочно обновить технику бизнесу сделать это непросто.
График движения также пересмотрят: он составлялся десяток лет назад, когда по Таганрогу сновали маленькие «Газели».
Единый регулируемый тариф
Все маршруты с нерегулируемыми тарифами городские власти собираются перевести на регулируемые. Проверку экономического обоснования осуществит Министерство транспорта Ростовской области на основании расчетов потенциальных перевозчиков. Также это гарантирует изменения тарифа не чаще, чем раз в год.
- Мы должны четко держать в руках управление стоимостью проезда в городе, это принципиальная позиция, — сообщил заместитель главы администрации. — Напомню, по нерегулируемому тарифу предприятие может установить любую стоимость проезда при наличии обоснованных расчетов для проверки прокуратуры.
Цена за проезд на всех маршрутах городского транспорта должна быть единой. Она может быть дифференцирована, чтобы наличная оплата оказалась выше, чем по карте. Так, в Новочеркасске пассажиры при дифференцированном тарифе почти на 100% перешли на безналичную оплату, и вместе с этим закончились проблемы с поисками «сдачи», появились данные о реальном пассажиропотоке.
С мая этого года весь подвижной состав в Ростовской области оснастили терминалами для безналичной оплаты проезда и фиксации всех видов льготников.
Порядок и подорожание
- Мы сейчас пересматриваем тариф в нынешних экономических реалиях: значительно возросла стоимость ГСМ и запасных частей, — говорит Дмитрий Беликов.
Мера эта вынужденная. Пока говорят о двух цифрах: 35 рублей за безналичный и 37 рублей за наличный расчет, и введение новой стоимости ожидается уже в ноябре этого года — на основании расчетных показателей из официальных документов транспортных предприятий. Данные проверяются надзорными структурами и министерством транспорта Ростовской области. Требования к бизнесу возросли. Власти, осознавая экономические сложности транспортных предприятий, понимают, что на этом фоне их возможно поддержать только сменой тарифа.
Утешает активная заинтересованность бизнеса в пассажирских перевозках. Конкуренция уже работает на улучшение условий для пассажиров.
- Уже сейчас одно транспортное предприятие закупило 16 единиц, а другое планирует приобрести порядка 40 единиц новой техники. Хотя конкурс открытый, в сфере нашего внимания — предприятия, которые уже имеют в Таганроге свою базу, материальные ресурсы, рабочую силу. Это еще и рабочие места, заработная плата для таганрожцев, — подчеркнул Дмитрий Беликов.
Общая и главная цель – навести порядок, чтобы максимальное количество таганрожцев устраивали график, маршруты движения и состояние подвижного состава. Но в городе еще есть маршруты, которые нужно подкорректировать, сделать мобильнее, но короче. Главная задача — заставить работать всю сеть, а это не возможно без замены подвижного состава, без выравнивания тарифа, приведения его в нормативное соответствие законам и без контроля современными электронными средствами.
- Депутат регионального Законодательного собрания Магомед Дарсигов, президент Ассоциации перевозчиков Ростовской области по поручению губернатора курирует эти вопросы в нашем городе. Он помогает создать правильную конструкцию в сфере общественного транспорта, чтобы был порядок, — обнадежил собеседников Дмитрий Беликов. — Мы реально хотим сдвинуть ситуацию с мертвой точки: очень давно не было позитивных изменений в транспортной системе Таганрога.
Марина Даренская
Фото «ТП», автора и Анатолия Ивашова