Наши предки-язычники в зимний солнцеворот (Спиридонов день), с которого ночь начинала убывать, а день прирастать, отмечали особый праздник – День Карачуна. С карачуном-хлебом гадали. Христианская Церковь, чтобы облегчить язычникам переход в новую веру, постановила в так называемый день рождения бога-солнца отмечать Рождество Солнца Правды – Иисуса Христа, а на 12-й день после Рождества отмечать Крещение Господне. Но языческие корни в народных традициях и в душах людей сохраняются до сих пор. И поэтому в Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) вместо того, чтобы все свои мысли посвятить Богу, многие гадают.
Почему человек желает знать, что будет? Почему жители, а в особенности жительницы Таганрога особенно подвержены страсти гадания? Попытаемся ответить на эти вопросы, не гадая ни на чём, а просто вспоминая историю Таганрога, Отечества и человечества.
Тревоги Таганрога о будущем
Приняв свыше тысячи лет назад, при святом равноапостольном князе Владимире, Христа и крещение, русский человек, будучи натурой цельной, доверился Богу, сравнительно скоро отказался от языческих мерзостей, в том числе от гаданий и ворожбы. Разве что девицы продолжали резвиться, швыряя башмачки, чтобы те показывали, откуда де придут суженые-ряженые: об этих кажущихся милыми забавах нам поведали Жуковский и Пушкин. Запад извратил учение Христа, — реакцией на это стал расцвет оккультизма, в особенности – среди образованных слоёв населения. При Петре Первом образованные европейцы принесли в Россию не только научно-технический прогресс, но и духовную чуму. И Таганрог заразился ею с первых лет своего существования. Исторически закономерна и особая тяга Таганрога к тревожному заглядыванию в будущее.
Основанный в конце XVII века, наш город вскоре стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье. Но в 1711 году, после провала Прутского похода, по условиям Прутского мирного договора Россия обязалась разрушить едва построенный Таганрог, что и было сделано в начале 1712 года: отец-основатель Таганрога, Пётр Первый, стал и его разрушителем. Примерно то же самое повторилось в 1736-м.
И только после победоносной войны 1768—1774 годов Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а затем Таганрог превратился в купеческий портовый город, в крупнейший торговый порт России…
Таганрогская кофейная гуща
Крестьяне, кормившиеся от земли, прекрасно осознавали свою полную зависимость от Бога. Жизнь в Таганроге была иной. С одной стороны, моряки и рыбаки свою потребность в Боге и в Его защите и помощи ощущают, возможно, даже острее крестьян – ведь недаром Господь Своих апостолов избирал, главным образом, из рыбаков. С другой стороны, при множестве в нашем городе храмов, духовная атмосфера здесь была не совсем здоровая. Очевидцем и свидетелем этого стал Чехов. Но что мог сделать подросток Антоша, чтобы уберечь своих покупателей от гадания на гуще от купленного у него кофе?..
Отношение Чехова к гаданиям и суевериям – крайне критичное. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать святочно-новогодний рассказ «Шампанское».
Фома и маги с цыганками
В более близком от нас прошлом, в ХХ веке, государство пыталось вытравить веру в Бога, потому пышным цветом расцвели суеверия (вера в пустое, в ничто) и языческие игры с нечистой силой.
Многие и ныне обращаются за помощью к гадалкам, экстрасенсам, «ясновидящим» и прочим «потомственным провидицам». Эти современные ведьмы с ведьмаками, возможно, и сами не всегда ведают, что творят…
Примером для многих могут послужить волхвы – персидские маги – те самые, которые, подготовленные известным им пророчеством, вслед за Вифлеемской звездой пришли поклониться Богу, ставшему Человеком. Позднее апостол Фома (тот самый, бывший неверующий) принёс им Свет Евангелия; они покаялись и приняли Христа уже как личного Спасителя: об этом нам рассказывает Священное Предание.
Библия учит нас делать, что должно, а в остальном уповать на Бога. Отказаться от излишних забот о завтрашнем дне нас призывает Сам Христос – например, в Своей Нагорной проповеди. Ведь Отец Небесный нужды человека знает лучше самого человека, и если не даёт просимого, то не из жадности, а из любви к неразумному чаду.
Что примечательно, сама человеческая речь отражает наше отношение к богопротивному делу. Даже просто говоря: «гадание», «гадалка» — мы пробуждаем образ гада – змея, соблазнившего Еву. А какова семантика «ворожбы», «ворожеи»? Ворог (враг рода человеческого) в самих словах сидит, не скрываясь. И это всё – о нём – о сатане, об отце всякой лжи.
Младенец Иисус родился и растёт
Что радует, знающие народные приметы жители нашего города при этом не особенно суеверны: чёрные коты добротой таганрожцев пользуются в той же мере, что их собратья иных окрасов.
Правда, многие наши землячки по-прежнему интересуются гороскопами, а на Крещение собираются побаловаться гаданиями; подбивают на это и мужчин. Однако сами таганрожцы-мужчины от этих забав открещиваются. И это радует и обнадёживает: может, наши современники-земляки начали учиться на опыте Адама?..
И последнее. Самое главное. Бог благословляет наши разумные заботы о завтрашнем дне, о сохранении телесного и душевного здоровья. На Крещение Господне многие таганрожцы окунаются в купель: прообразом вод Иордана нам служит Азовское море. Ещё больше людей, идущих в храмы, чтобы освятить крещенскую воду. За всё – Слава Богу! Но всё же нужно помнить о главном. Бог стал Человеком, чтобы всегда оставаться с каждым из нас. Причастие Святых Христовых Таинств открывает Господу душу человека: причастник принимает Младенца Иисуса в своё сердце, словно в ясли. И Христос начинает расти в нём, вытесняя грехи и страх перед будущим. А со Христом растут радость и любовь: Он ведь и есть Любовь.
Христос Родился! Славим Его!
Антон САХНОВСКИЙ