В Таганроге создан уникальный локатор

Таганрог снова попал в поле зрения центральных СМИ. На этот раз – благодаря местным ученым, стараниями которых Россия, серьезно отстававшая от передовых зарубежных стран в решении задач мониторинга Мирового океана многолучевыми гидролокационными системами, оказалась впереди планеты всей.

Как рассказал «Таганрогской правде» директор–главный конструктор научно-конструкторского бюро цифровой обработки сигналов Южного федерального университета (НКБ ЦОС ЮФУ) Игорь Маркович, возглавляемый им научный коллектив совершил настоящий технологический прорыв: создаваемые им аппараты просматривают океанические глубины на целые километры.

Первый многолучевой эхолот, созданный в НКБ ЦОС ЮФУ еще 10 лет назад, сразу же успешно прошел испытание в Новороссийске, в Цемесской бухте. С его помощью были получены изображения затонувшего там в 1986 году советского теплохода «Адмирал Нахимов». На основе полученных данных создана 3D модель корабля, лежащего на боку на глубине около 50 метров.

За минувшее десятилетие на счету НКБ ЦОС ЮФУ – целый ряд разработок, часть из которых – закрыта, поскольку принята на вооружение Министерством обороны РФ. Другая их часть была представлена на множестве салонов и выставок, среди которых – проводимые раз в два года Международный военно-морской салон в Петербурге, Международный авиационно-космический салон (МАКС) в подмосковном Жуковском, Международный «Гидроавиасалон» в Геленджике.

Самая недавняя из разработок этого таганрогского коллектива – впередсмотрящий локатор. Именно он «поднял волну» во всероссийском информационном пространстве. Принцип действия – тот же, что и у эхолота – пространственно-временная цифровая обработка отраженного сигнала. Но если эхолот изучает глубины под собой, то гидролокатор переднего обзора (ГПО) погружается с корабля на кабель-тросе в морские пучины на глубину до шести километров. Движущееся судно тянет, словно на аркане, гидролокатор за собой, а точнее – под собой, а он «просматривает» пространство на триста метров перед собой.

Два опытных образца гидролокатора уже зарекомендовали себя положительно на знаменитом океанографическом исследовательском судне «Янтарь». В очереди уже – аналогичный, более крупный суперкорабль «Алмаз». Таганрожцы приняли государственный заказ еще на два комплекта ГПО и – почти одновременно – получили патент на свое новое изобретение, расширяющее функциональные возможности локатора. Второй и третий экземпляры, изготавливаемые по договору поставки, окажутся еще совершеннее первоначального.

Высокотехнологичный уникальный продукт, полное название которого «Локатор препятствий глубоководного носителя», создается целой группой таганрогских и ростовских научных-исследовательских и научно-производственных организаций:

— Мы, НКБ цифровой обработки сигналов ЮФУ, ведем всю разработку, — объясняет Игорь Маркович. — Но производственную часть мы отдаем своим коллегам из НКБ «Миус» ЮФУ: у них – достаточные для этого производственные мощности. Антенную часть выполняют еще две команды – НКТБ «Пьезоприбор» ЮФУ и кафедра гидроакустики. А сами мы разрабатываем алгоритмы, программы, конструкторскую документацию, собираем и настраиваем все вместе.

Кроме того, на будущий, 2020-й год в совместных планах ТАНТК им. Г.М. Бериева и НКБ ЦОС ЮФУ – создание опытного образца самолета-амфибии с эхолотом на борту: никто в мире многолучевого эхолота авиационного базирования пока еще не создал. Если бы это чудо техники завтрашнего дня могло бы прилететь в день вчерашний, — возможно, удалось бы спасти экипаж затонувшего «Курска».

Более подробно о научных разработках НКБ ЦОС ЮФУ «Таганрогская правда» планирует рассказать ко Дню российской науки, отмечаемому 8 февраля.

Владимир Прозоровский, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content