В Ростовском областном музее изобразительных искусств при содействии галереи ZHDANOV представлен арт-проект «Александр Жданов. Последний Пан». Имя, историю и творчество художника организаторы «вернули» ростовским зрителям. Впрочем, таганрогских ценителей в зале тоже оказалось немало.
Инициатор, создатель и один из кураторов экспозиции Юрий Фесенко родился в Таганроге и любит наш город (мы рассказывали на страницах газеты о проекте («Личный город» и ковре-обереге). Он организовал поездку желающих в Ростов в большом микроавтобусе. Второй куратор выставки — Светлана Крузе, российский искусствовед, директор областного музея изобразительных искусств.
Работы Фесенко в экспозиции также представлены, они соседствуют с картинами других особенных и почитаемых таганрогских авторов — Леонида Стуканова, Юрия Шабельникова, Леонида Кабарухина, Михаила Басова-старшего. Здесь же картины и остальных соратников (по-другому их не назовешь, достаточно вглядеться в экспозицию): московская художница Вера Колганова и ростовский художник родом из Калача-на-Дону Валерий Кульченко. Творчество их перекликается, переливается едва заметными оттенками, образами, взглядом на мир.
Выставка открывалась необычно, как будто художники и зрители дружески присели вместе поговорить о судьбе человека, жизнь которого неотделима от творчества, а образы — от него самого. В основе лучших произведений искусства лежат трагедии, рассказ о них можно назвать увлекательным, но от этого говорящие факты не становятся добрее и теплее.
«Человеком в белом пальто» и другими яркими эпитетами пытались нарисовать портрет Александра Жданова друзья и современники. Портрет говорил о личности пугающей, отчаянной в стремлении доказать, проявиться, быть собой и одновременно необъяснимо органичной, сильной и притягательной. Художнику исполнилось бы 85 лет. Образование он получал в художественном училище имени М.Б. Грекова.
«Исхожу из того, что всё возможно. Нужно просто работать: иногда, всегда, по-всякому, но чтобы толк был, а не соцреализм. Быть гением не так-то просто. Чтобы быть вообще, в мировом масштабе — нужно очень и очень много работать и не быть дураком…», — привели цитату Александра Жданова на открытии выставки. Даже его необычное стремление создавать из того, что попадется под руку (консервных банок, стоптанных детских сандалий, окурков и другого «мусора») неожиданные композиции получило признание. Ассамбляж «Детская коляска» Жданова (1964 год, в основе — потрепанная детская коляска, найденная художником на железнодорожном переезде у ростовского мясокомбината) в 2015 году вошел в собрание Государственной Третьяковской галереи. Как говорят, сохранилась композиция до наших дней благодаря коллекционеру Леониду Талочкину.
И все-таки Жданов не стремился оторваться от искусства и уйти в авангардисты. В 1966 году на зональном мероприятии в Ростове-на-Дону предложенные им пейзажи, несмотря на несоответствие принятым канонам, произвели сильное впечатление на художников, которые принялись выяснять, что это за «юное дарование». И директор РХУ Резниченко решил похвастаться своим студентом. «Бывший студент! Вы же сами меня выгнали два года назад!», — ввел в конфуз преподавателя молодой автор. Его восстановили. Жизнь Жданова полна необычных приключений, горьких и смешных, поисков «Пристанища» (в Подмосковье он так обозначил любимое место творчества — академический поселок Мозжинка).
Юрий Фесенко вспоминал, как они вместе ночью тайно пилили там однажды ветку, чтобы открыть какой-то замечательный пейзаж для этюдов…
Жданов учился сам, учил и восхищал других, позже эмигрировал в Америку.
Татьяна Кульченко, также знавшая Александра, рассказала, как краска, приобретенная ею для полов, оказалась разбрызгана на кирпичной стене соседского дома в очередное «произведение», а туфли, которые она с трудом «достала» (жившим в СССР в 1970-е годы хорошо знакомо это слово) — выкрашенными и прибитыми на новое художественное полотно. И всё же она вспоминала его с теплом и восхищением, несмотря на то, что однажды даже побила великого художника веником, о чем Жданов вспоминал в письмах из эмиграции…
- Холщовая рубаха, брезентовые штаны и ржавый большой ключ на веревке красовался на шее, в каждом кармане на обрывках бумаги были его белые стихи… Художник всё вокруг себя обращал в творчество. С ним невозможно было идти рядом по улице – на всё обращал внимание: «Ты посмотри, какая графика пропадает – трещины на асфальте!, — вспоминала Татьяна Петровна. — Ему надо было на другую планету — там бы он себя реализовал.
Когда готовилась экспозиция, организаторы обнаружили уникальные материалы, фотографии и документы из частных и государственных архивов. Многие работы Жданова, его друзей, которые можно увидеть сегодня в Ростовском музее изобразительных искусств, никогда ранее не экспонировались. Это первая выставка Александра Жданова в России за последние 20 лет, и впервые эти работы показаны в Ростове.
Марина Даренская, Фото автора