Таганрогский музей-заповедник: вчера, сегодня, завтра

Таганрогский музей-заповедник: вчера, сегодня, завтра

Когда-то Таганрог благодаря отцу-основателю Петру I стал первым в России поселением, построенным по единому регулярному плану. Наш город и ныне во многом первый. И это в значительной мере благодаря его музеям, у истоков создания которых стоял Чехов.

Таганрог – город музеев. 40 лет назад, в 1981 году, они объединились в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. В результате произошло слияние не только фондовых коллекций, но и творческого потенциала таганрогских музейщиков.

 В 1970-е, которые позднее, в конце 1980-х, назвали «периодом застоя», в нашей стране в действительности происходили позитивные перемены практически во всех сферах жизни общества. Так, высшим руководством государства был брошен клич всемерно сохранять и увековечивать славную историю Отечества, прежде всего создавая музеи – государственные, предприятий, учебных заведений, других учреждений.

Таганрогские городские музеи к тому времени уже занимали достойное место в списке достопримечательных мест России и Ростовской области. При этом сформировалось два основных направления: литературно-мемориальное и историко-краеведческое. Идея создания единой музейной сети назревала в течение нескольких лет. Ее горячо поддерживали руководители города, культурная и научная общественность.

Процесс образования музеев-заповедников активно проходил по всей стране СССР в период 1960-1980-х годов. Созданный в нашем городе музей-заповедник стал одним из первых на юге России.

Рождение длилось… три года

 25 июня 1981 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 344 «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры в г. Таганроге», которым, в частности, предусматривалось объединение городской музейной сети в одно целое. Мы вправе считать эту дату днем рождения Таганрогского музея-заповедника.

Но если юбилеи нашей замечательной землячки Фаины Раневской мы по праву отмечаем два года подряд (по паспорту и по записи в метрической книге Таганрогской синагоги), то юбилеи нашего музея-заповедника можем праздновать три года подряд. Потому что руководитель у таганрогского музейного объединения появился только в ноябре 1982 года – именно тогда приказом по городскому отделу культуры генеральным директором музея-заповедника была назначена Е.П. Коноплева, человек энергичный и деятельный. Она буквально «заразила» музейных профессионалов идеей консолидации. Тогда же были разработаны структура и штатное расписание, представленные и утвержденные Министерством культуры РСФСР.

В реальности же Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, объединивший фонды двух городских музеев, появился на свет в 1983-м. Его появление — первый во всей России опыт создания в черте города объединения на базе литературного и краеведческого музеев.

Работа вновь образованного объединения теперь строилась на основе централизованного планирования и управления, единой хозяйственной и финансовой деятельности. Это создало условия для развития научно-фондовой, исследовательской, экспозиционной, выставочной, просветительской, научно-издательской деятельности. 

В «перестроечные» девяностые, когда в стране закрылся не один музей, в небольшом провинциальном городе на юге России усилиями градоначальства, при содействии областной администрации, помощи меценатов и просто энтузиастов местная сеть музеев продолжала развиваться.

 С именем великого писателя

 Литературная часть Таганрогского музея-заповедника изначально объединила собственно Литературный музей А.П. Чехова и литературно-мемориальные отделы «Домик Чехова» и «Лавка Чеховых», а также весь комплекс чеховских мест Таганрога, всего — 24 объекта музейного показа. В 1980-е на зданиях, связанных с именем Чехова, появились мемориальные доски.

Чеховский литературно-мемориальный комплекс в Таганроге единственный среди существующих в России и зарубежье посвящен истокам формирования личности А.П. Чехова. За прошедшие десятилетия экспозиции чеховских музеев не раз дополнялись и менялись. Так, в 1985 году в здании гимназии, где учился А.П. Чехов, создана литературная экспозиция «Писатель и Родина», которая долгие годы считалась лучшей чеховской экспозицией России. Спустя четверть века, в год 150-летия писателя, была торжественно открыта новая литературная экспозиция «А.П. Чехов: родному городу и миру». В ней нашли отражение новейшие достижения отечественного экспозиционного искусства, многолетняя научно-исследовательская работа зарубежных и российских, в том числе таганрогских, чеховедов.

В конце 80-х литературная часть Таганрогского музея-заповедника пополнилась еще одним объектом показа. В 1987 году музею-заповеднику была передана квартира писателя Ивана Дмитриевича Василенко для создания литературно-мемориальной экспозиции. В мае 1994 года открылась мемориальная часть экспозиции: кабинет писателя и прихожая. А вскоре — и первый зал литературной экспозиции «Цикл произведений об Артёмке».

В 2010 году, к 150-летию Чехова, на базе Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника открылся первый в Ростовской области научно-культурный музейный центр – Южно-Российский научно-культурный центр А.П. Чехова, где впервые в области были оборудованы залы открытого хранения фондов. В 2013 году в ЮРНКЦ А.П. Чехова открыта первая детская музейная творческая студия «Антоша Чехонте».

Сегодня Чеховский литературно-мемориальный комплекс в составе Таганрогского музея-заповедника включает четыре музея (Литературный музей А.П. Чехова, «Домик Чехова», «Лавку Чеховых», «Дом П.Е. Чехова») и ЮРНКЦ А.П. Чехова и является самым крупным в России.  На его базе регулярно проводятся международные научные конференции, издаются альбомы, каталоги, сборники научных трудов.

 «Миг в веках…»

 Историческая часть музея-заповедника до недавних пор была представлена тремя музеями. Это созданный по постановлению городской Думы 22 июня 1898 года историко-краеведческий музей (Дворец Н.Д. Алфераки) и редкие по своей направленности музей «Градостроительство и быт г. Таганрога» и музей Анатолия Анатольевича Дурова, всемирно известного представителя цирковой династии дрессировщиков Дуровых.  

Созданный в конце XIX века городской музей Таганрога своим рождением и развитием во многом обязан Чехову, который присылал родному городу и его музею просто бесценные дары, в частности, картины выдающихся художников — своих современников. К слову, мечтой о создании в Таганроге городского музея Антон Чехов со своим одноклассником и другом городским головой Павлом Иордановым поделился 125 лет назад – в 1896 году.

В конце 1960-х художественная коллекция Таганрогского краеведческого музея была выделена в самостоятельный музей — Таганрогскую картинную галерею, но поначалу оба музея оставались под одной крышей: экспозиция картинной галереи занимала один из залов. В середине 1970-х картинная галерея переехала в собственное здание – ей был передан особняк Хандрина. В состав Таганрогского музея-заповедника картинная галерея не вошла, ныне это самостоятельный Таганрогский художественный музей.

А краеведческий музей вскоре после создания музея-заповедника преобразился. Большую роль в этом сыграли произошедшие в стране политические и социально-экономические изменения.

Одним из ярких достижений экспозиционного искусства 1990-х годов стало создание новой историко-мемориальной экспозиции. Понадобилось пять лет упорного труда, чтобы воссоздать прекрасный дворец, «жемчужину юга России», памятник архитектуры XIX века. В научно-методическом архиве музея-заповедника хранится информационная справка, составленная для министерства культуры Ростовской области Е.А. Кожевниковой, заместителем директора по научной работе. Обобщая богатый опыт создания музейных экспозиций, накопленный в Таганроге, Елена Александровна пишет о том, что он «… позволил в 1994–1996 гг. вернуться к чеховской идее создания исторического музея и к тематической структуре музея, им же составленной в 1898 году». Пришло время показать так долго лежащие в запасниках уникальные археологические коллекции, коллекции редкой книги, стекла, одежды, нумизматики; появилась возможность приступить к реконструкции самого здания дворца. Автором архитектурно-художественного решения экспозиции был известный не только на Дону, в России, но и за рубежом ростовский художник П.А. Ибалаков. За создание экспозиции историко-краеведческого музея он удостоен российского национального приза «Виктория». Основная идея задуманного им проекта: «Наконец-то сбылась мечта А.П. Чехова об организации музея личностей, отражающего их вклад в развитие Приазовья и юга России… В работе над экспозицией… я ощутил жизнь эпохи и каждой личности, «миг» в веках, сжатых стенами Дворца Алфераки».

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото из архива Таганрогского музея-заповедника.

Мы уже рассказывали, что в этом году Таганрогскому художественному музею исполняется 45 лет


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Skip to content