Человек живет в мире звуков. Полноценный слух играет в нашей жизни огромную роль, в отдельных ситуациях даже более значимую, чем зрение. Значение его лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом».
Имеющий уши, но не слышит
Сразу после рождения дети начинают реагировать на звуковые раздражители: интонацию, громкость, а затем на слова окружающих людей. Это если нет нарушений в развитии слуха. А если есть? Лечение, конечно, дает свои результаты, но медицина не всесильна. А ребенку надо расти, общаться с окружающими, получать полноценную информацию. Тогда на помощь приходят учителя. Они формируют устойчивый навык устной речи и стремятся обеспечить максимальную коммуникацию таких детей с внешним миром.
Вот уже 25 лет этим успешно занимается коллектив Таганрогской специальной школы № 1, директором которой на протяжении десяти лет является учитель-дефектолог высшей квалификации, победитель регионального конкурса «Народный учитель России» Татьяна Александровна Жарова, удостоенная медали «За гуманизм и милосердие». В общеобразовательном учреждении учатся дети с нарушением слуха различной степени.
А начиналось так…
Интересна история создания и становления школы. Не секрет, что обучение детей с особенностями развития связано с определенными трудностями. Не совсем благополучная ситуация сложилась с этим и в Таганроге. В нескольких детских садах существовали специальные группы для детей с дефицитом слуховой функции. Там с ними занимались воспитатели. Но для продолжения обучения ребятишек приходилось отправлять в интернаты, располагавшиеся в Ростове, Каменске и Азове. Для семей это был психологический стресс. Родители переживали за своих чад, а дети с трудом привыкали к тому, что рядом нет папы и мамы.
В 1991 году группа родителей обратилась к руководителю городского отдела народного образования Анне Петровне Григорян с просьбой организовать обучение детей с нарушением слуха в Таганроге. Ответ был положительным, но преподавателя предстояло пригласить самим. Специалиста (да еще какого!) удалось найти довольно быстро. Выпускница отделения сурдопедагогики дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ) им. В.И. Ленина Елена Владимировна Боровских до сих пор работает заместителем директора. Приехав в Таганрог, она объяснила в гороно и родителям, что для эффективного обучения необходим еще и специалист-дефектолог. Работать со слабослышащими детьми согласилась Галина Владимировна Каленик (Дудченко), окончившая Донецкое педагогическое училище.
В итоге на базе 27-й школы сформировали единственный в Таганроге специальный класс. Первоначально в нем было семь детей. Можно долго рассказывать, с какими трудностями столкнулись две молодые девушки. Но занятия начались. Ребята стали получать знания и навыки общения, а учителя — приобретать опыт, нарабатывать методические приемы, порою методом проб и ошибок. Зато с какой радостью они наблюдали за детьми, когда те начали общаться не только друг с другом, но и с окружающими!
Информация о единственном классе и двух специалистах своего дела быстро стала достоянием горожан. Через два года к Елене и Галине обратились родители еще 15 детей, желающих обучаться в спецклассе. Отказать было невозможно. В связи с дополнительным приемом организовали подготовительную группу, где преподавала Наталья Петровна Иваненко. Заниматься пришлось уже в две смены. Потом стали приходить еще и еще… 27-я школа уже не вмещала всех желающих, а количество детей всё увеличивалось. Пришлось обратиться к руководству города с просьбой об открытии специальной школы. Просьба была удовлетворена. Главой администрации Таганрога было издано постановление «О создании муниципального социально-реабилитационного образовательного учреждения для детей-инвалидов с нарушением слуха — Центра детства «Добродея». Первым директором стала Людмила Дмитриевна Кочергина.
Официально центр начал действовать с 1 декабря 1994 года. В 2015-м школа получила иное наименование: государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа № 1».
Не грех и похвалиться
Прошло четверть века. Были радость и гордость за достигнутые успехи, не обошлось и без разочарований от постигших неудач. Школа действовала. О результатах ее работы, как правило, лучше всего говорят цифры. За 25 лет состоялось 20 выпусков. Благодаря энергии, стараниям, опыту и просто человеческому сопереживанию 90 учащихся в прямом смысле получили путевку в жизнь.
Дальнейшая их судьба сложилась по-разному, но все добились определенных результатов. Михаил Хасаншин окончил Туапсинский государственный метеорологический университет и успешно трудится в Таганроге. Никита Мамченко — выпускник Казанского авиационного института. Лена Раца окончила (два!) факультета Московского государственного педагогического университета: художественно-графический и дефектологический; принята в члены Союза художников России. Диана Панян, Екатерина Павленко, Артём Павленко, Антон Ковтунов окончили в Таганроге филиал Московского социального университета. Анастасия Бондаренко учится в Воронежском педагогическом университете. Анастасия Тржцына получила образование в Таганрогском строительном колледже, а Артём Горохов поступил туда в этом году.
Предметом гордости является и организованное в школе трудовое обучение. Ярким доказательством стали достижения на чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В 2018 году трое воспитанников школы — Илона Панян, Анастасия Бочарова и Валерия Чупрякова — признаны победителями регионального этапа по двум направлениям: бисероплетение и кулинарное мастерство. Илона Панян и Анастасия Бочарова на IV Национальном чемпионате в Москве в своей номинации заняли третье место.
Дарящие знания
Это и неудивительно, ведь свои знания, заботу и любовь учащимся передают 25 педагогов, имеющих специальное образование, 22 из них — высшей категории. Медалью «Учитель — звание народное» награждены восемь преподавателей, а звания «Лучший работник образования Дона» удостоены три специалиста. Грамотами Министерства образования РФ и Управления образования города Таганрога награждены 25 учителей. Долго можно перечислять регалии и звания преподавательского состава. Только самой высшей наградой всё равно остаются достижения учеников. Ни с чем несравнимое чувство гордости от того, что вложенные в них искренняя любовь и душевное тепло дали свои результаты. Они и являются самыми яркими свидетельствами способностей и дарований учителей.
О спорте — особо
Выдающихся результатов достигли юноши и девушки в спорте. Они стали гордостью не только школы и региона, но и всей страны. Елизавета Барбатина в этом году в Лондоне завоевала звание чемпиона мира по плаванию. Артём Павленко в этом же виде спорта стал серебряным призером чемпионата Европы и Паралимпийских игр.
Особенно значимы достижения в тхэквондо. Владислав Бобровников с гордостью носит звания сурдлимпийского чемпиона, чемпиона мира, многократного чемпиона России и заслуженного мастера спорта. Звания заслуженного мастера спорта удостоены Юлия Машнина и Александр Баркалов. Антон Ковтунов стал серебряным призером сурдлимпийских игр 2017 года, неоднократно завоевывал титул чемпиона России. Мастер спорта Вадим Мальцев трижды становился чемпионом страны. Антон Пискунов также выполнил норматив мастера спорта.
Перечисленные достижения объясняются упорной и целенаправленной работой тренерского состава — заслуженного тренера РФ по плаванию Сергея Борисовича Дивенко и заслуженного тренера РФ по тхэквондо Романа Юрьевича Кувикова.
Недаром в 2016, 2017 и 2018 годах учебное заведение признано лучшей коррекционной школой России, работающей по адаптированным образовательным программам. 4 декабря в Центральной городской публичной библиотеке им. А.П. Чехова состоялось торжественное мероприятие, посвященное юбилею школы. Были вручены награды и подарки, подведены итоги работы. Есть уверенность, что школа продолжит существование как «жемчужина Ростовской области». Подобно морской раковине будет дорожить детьми — своими жемчужинками. Создавать все условия, чтобы они сияли сами и украшали собою мир.
Евгений Бутылин, фото из архива школы