Незваные телефонные «гости» — как от них избавиться?

Нам всё чаще звонят с незнакомых мобильных номеров и тут же сбрасывают набор через секунду, не дождавшись ответа. И номера не повторяются, и коды незнакомые. Подобных вызовов несколько в день, а то и в час. Что происходит?

Бывает, что вы успели взять трубку и даже пытаетесь ответить. Все равно идет сброс, или на том конце – тишина. C большой вероятностью — это те же мутноватые организации, которые раньше пытались навязать дополнительные кредитные карты, микрозаймы, медицинские услуги, не бросая при этом трубки и пытаясь «выгодными» предложениями заинтересовать потребителя.

Не пойман – не вор

Нынче подобные звонки можно расценить, как нарушение федерального закона. Отправляя на телефон смс-сообщения и делая звонки с рекламой без согласия на это держателя сим-карты, подобные абоненты нарушают сразу два закона – о рекламе (статья 18 закона «О рекламе») и о персональных данных (статья 15 закона 152-ФЗ), за которые предусмотрена административная ответственность с назначением штрафа. Поэтому мошенники теперь действуют иначе. Если вы сами перезвоните по этому номеру, можете услышать рекламный автоинформатор, который прочтет вам текст поставленным электронным голосом, или попадете на оператора, который попытается вам что-либо продать (если вы перезвонили сами, под действие опасных для них законов они уже не попадают). Рекомендуется не брать трубку и не перезванивать на незнакомые номера. Если это некогда потерянный вами друг или родственник (и откуда у него вдруг взялся ваш номер телефона?), он вам перезвонит, или напишет в СМС, например, «это я, такой-то, и у меня новая сим-карта».

Другая возможная цель звонка — определить, активен ли ваш номер, и можно ли вам звонить дальше. Так неизвестные продают заинтересованным лицам базы с личными данными, предварительно определив их пригодность. Подобное могут вытворять, например, недобросовестные работники частных медицинских клиник или некоторые сайты. Но ведь не пойман — не вор…

Перезвонив на пропущенный вызов, вы можете попасться и на иную уловку — звонки на некоторые номера приводят к основательным списаниям средств с вашего телефона. Мошенники намеренно удерживают абонентов на связи, чем длиннее их разговор, тем больше денег они получат в результате. Если со счёта всё-таки пропали деньги, стоит обратиться в офис своего оператора. Объясните ситуацию и попросите составить письменную претензию. Остается вероятность, что средства будут возвращены.

Как защищаться?

Защититься от звонков мошенников сложно. Приложения на некоторых мобильниках дают возможность запретить вызовы с незнакомых номеров, но это чревато вероятностью пропустить действительно важный звонок, например, по городскому телефону. А если ваш мобильник используется для коммерческих целей и на него постоянно звонят заказчики и клиенты? Всё равно рекомендуется не перезванивать. В случае, когда клиент действительно нуждается в ваших услугах, он обязательно наберет вас снова.  

Если входящий номер незнаком, можно проверить по интернету, к какому региону относится код. Например, звонок, начинающийся с +7 495 (из московского региона) уже довольно подозрителен, если ваши деловые партнеры или близкие родственники не являются жителями столицы. Но тогда у вас, вероятно, уже будет их номер, который определит мобильник.

Ведущие российские операторы связи предоставляют услуги по определению и блокировке спам-звонков и SMS-сообщений. Большинство из них платные, например, блокировка обычных спам-звонков, а также вызовов от номеров, которые скрыты. У некоторых компаний есть и бесплатные сервисы для блокировки рекламы и спама по SMS, а также бесплатные приложения для определения номеров.

Выполняйте рекомендации, чтобы понизить вероятность того, что вам будут досаждать нежелательными звонками:

  1. Не оставляйте свой номер телефона в анкетах магазинов или на сайтах без особой надобности. Если его можно не указывать, лучше этого не делать.
  2. Не перезванивайте на незнакомые номера.
  3. Не переходите в телефоне по неизвестным вам ссылкам в интернете, которые прислали в СМС.
  4. Не увлекайтесь досками объявлений в сети Интернет, часто именно оттуда мошенники берут номера телефонов своих будущих жертв. Сейчас на многих сайтах с объявлениями добавилась функция внутренней переписки — воспользуйтесь ей.

Бесплатный сыр из мышеловки

Иной вариант развития событий: трубку не бросают, а начинают вам в розовых тонах рассказывать о бесплатной услуге «для всех жителей области». В таком случае, например, начните разговор с вопроса «откуда вы получили номер моего телефона?». Сообщите, что согласия на обработку своих данных и на получение рекламы по телефону вы никому не давали. Потребуйте немедленно удалить личные данные из базы беспокоящей вас организации: без вашего согласия действия звонящего незаконны. Можно также предупредить, что при повторном нарушении закона «О персональных данных» и неправомерном использовании ваших личных данных вы будете жаловаться в соответствующие органы.

Куда жаловаться, если звонки с обращениями продолжаются? В Роскомнадзор и в ФАС.

Если обращаетесь в Роскомнадзор, в заявлении укажите, что хотите сообщить о нарушении закона о персональных данных. Если в ФАС — то о нарушении закона о рекламе. Укажите, что в такой-то день вам позвонили из организации (название лучше записать во время разговора). Объясните, какие услуги предлагали: быстрый заработок, медицинские обследования и так далее. Укажите также, что вы согласия на получение рекламы не давали, поэтому просите принять меры.

Важно: не забудьте поставить в заявлении Ф.И.О., дату и подпись. Плюс обязательно укажите номер, с которого вам звонили. Правильным будет прикрепить детализацию вызовов за тот самый день. Подобное заявление можно подать через форму на сайтах обоих ведомств, а можно по старинке отправить письмом. Организации недобросовестных рекламщиков ждут серьёзные штрафы.

Марина ДАРЕНСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content