Многих таганрожцев волнует недавно анонсированное повышение тарифа за проезд в городском транспорте.
Напомним: за проезд в автобусах планируется поднятие тарифа с 35 до 38 рублей по безналичной системе оплаты и с 37 до 40 при наличной оплате, а в трамвае, с 25 рублей до 33 или до 35 соответственно при безналичной и наличной оплате.
С вопросом, насколько обоснованным является такой рост тарифа, мы обратились в профильный вуз — Таганрогский институт управления и экономики, к доктору экономических наук, профессору Ирине Олейниковой.
— Ирина Николаевна, как вы оцениваете решение повысить тарифы на проезд в общественном транспорте?
— Это решение, хотя и непопулярное, экономически оправдано. В стране уже многие годы наблюдается инфляция, вследствие чего дорожают и топливо, и электроэнергия, и запчасти. Также необходимо повышать заработную плату сотрудникам транспортных организаций.
Давайте посмотрим на рисунок 1. На нем красной линией отражен тариф за проезд в автобусах, действующий в Таганроге за последние 10 лет. Если взять за базис стоимость проезда в 2015 году (16 рублей) и проиндексировать ее в соответствии с темпом инфляции, в том числе учитывая индексы стоимости топлива и запчастей (зеленая линия), то увидим достаточно сильную корреляцию между графиками.

Аналогичная ситуация, наблюдается и со стоимостью проезда в трамвае, но уже с поправкой на изменение стоимости электроэнергии (рис.2).

Да, в какие-то моменты рост тарифа опережал темпы инфляции; в какие-то моменты он был ниже. Но в целом ситуация вполне адекватная и ожидаемая.
— Не приведет ли рост цен к снижению спроса на общественный транспорт?
— Риск минимален. Посмотрите: цены на продовольственные товары за последние год-два выросли на 50, а то и на 100 процентов. Нынешнее повышение тарифа является одним из наиболее щадящих для граждан; оно намного ниже тех значений, которые запрашивали перевозчики изначально (они предлагали поднять тариф до 50 рублей). Без повышения тарифов перевозчики не смогут компенсировать возросшие расходы, что приведет к сокращению маршрутов и ухудшению состояния транспорта.
К сожалению, полностью заморозить тарифы нельзя: это приведет к дефициту бюджета перевозчиков и коллапсу транспортной системы. Рост тарифов отражает объективный рост затрат на содержание техники и обеспечение ее функционирования. Альтернатива – ухудшение сервиса, что в долгосрочной перспективе ударит по всем жителям.
Повышение тарифов — вынужденная, но логичная мера. А задача властей – обеспечить контроль за качеством предоставляемых транспортных услуг после повышения тарифа.
Беседовал Анатолий ВЛАДИМИРОВ, фото Анатолия Ивашова