Какие корабли носят имя «Таганрог» на борту

Хотя история Таганрога напрямую связана с созданием и становлением русского военно-морского флота, исторически так сложилось, что имя города на своем борту преимущественно несли не грозные боевые корабли, а мирные торговые и промысловые суда.

#Были

Впрочем, количество таковых весьма велико, и рассказ обо всех не уместится в рамки одной статьи. Поэтому обратимся к нашему недавнему прошлому, ставшему временем расцвета отечественного торгового и промыслового флотов, входивших в состав крупнейших судоходной и рыбопромысловой кампаний мира — Министерства морского флота и Министерства рыбного хозяйства СССР.

Начнем мы с Великой Отечественной войны, когда, несмотря на тяжелое военное время, наш торговый флот активно пополнялся судами, полученным по ленд-лизу от союзников, прежде всего США.

В сентябре 1943 года советский флаг был поднят над американским танкером 1921 года постройки «La Purizima», длиной 124,21 метров, водоизмещением 11582 тонн, грузоподъемностью 5091 тонн. Судно под названием «Таганрог» вошло в состав Дальневосточного морского пароходства. Однако техническое состояние танкера было настолько плохим, что уже в мае 1944 года его вернули обратно американцам, получив тогда же взамен построенный в 1943 году танкер «Cedar Greek».

Это было крупное судно длиной 153,62 метров, водоизмещением 21700 тонн, грузоподъемностью 16500 тонн. Паровая машина мощностью 3000 л.с. позволяла развивать скорость хода 15,5 узлов. Названное также «Таганрог», оно тоже вошло в состав Дальневосточного пароходства. «Таганрог» занимался доставка топлива и нефтепродуктов из тихоокеанских портов США в дальневосточные порты Советского Союза. Экипажу танкера в 1945 году пришлось сразиться с японским летчиком-камикадзе.

Сам же танкер «Таганрог» в марте 1948 года в японском порту Иокогама был возвращен США, после чего под прежним названием «Cedar Greek» продолжал эксплуатироваться в американском торговом флоте.

Следующее судно с именем «Таганрог» первоначально ходило по морю под финским флагом. Это небольшой одновинтовой буксирно-пассажирский пароход «Porin Karhu», который был построен в 1924 году в Савонлинне и приписан к финскому порту Пори.

После выхода Финляндии из войны буксир в счет военных репараций (для восполнения потерь, понесенных СССР) в начале 1945 года был передан Советскому Союзу. Под названием «Таганрог» он служил в составе судов Северо-западного речного пароходства и с 1946 года эксплуатировался на Ладожском озере, реке Неве с выходом в Финский залив. В 1960 году буксир списали.

Появление еще одного «Таганрога» в советском торговом флоте также напрямую связано со Второй мировой войной и ее итогами. В 1943 году в тогда еще немецком Данциге (очень скоро ставшем польским Гданьском) были заложены два однотипных грузовых теплохода водоизмещением 6810 тонн и длиной 114,06 метров. Немцы не успели ввести их в строй до конца войны. Оба судна какое-то время находились на хранении у причалов верфи, а в начале 50-х годов их достроили для Советского Союза. Теплоход со строительным номером С-0005 был назван «Таганрогом».

Первоначально в 1954 году он вошел в состав Дальневосточного морского пароходства с портом приписки Владивосток. В 1966 году его передали с Дальнего Востока в Азовское морское пароходство с портом приписки Жданов (ныне Мариуполь). Здесь «Таганрог» большую часть своей карьеры провел в загранплавании, пока не был списан на слом в 1984 году.

Следующий «Таганрог» пополнил флот Министерства рыбного хозяйства СССР в 1968 году. Это был морозильный рыболовный траулер типа «Атлантик». Траулеры этого проекта, разработанные и строившиеся в Германской Демократической республике, оказались очень удачными, и в общей сложности, их было создано 189 единиц, из которых 165 судов поставлены в СССР. «Таганрог» построили на заводе «Фольксверфт» в городе Штральзунд.

В октябре 1968 года на траулере был поднят советский флаг, а портом его приписки стал Севастополь. В 1991 году красный флаг сменили на «жовто-блакитный». Всё это время, вплоть до списания, «Таганрог» ловил рыбу, вырабатывал на борту рыбную муку и жир на просторах Атлантического океана, в полном соответствии с названием своего проекта. Судно было списано в декабре 2003 году и разделано на металл в Аланге (Индия).

В ноябре 1983 года Министерство морского флота приняло от финской судостроительной верфи «Раума-Репола» в городе Раума танкер «Таганрог» типа «Вентспилс». Это был танкер ледового класса, водоизмещением 8596 тонн и длиной в 113 метров. Новый танкер передали Латвийскому морскому пароходству и приписали к порту Вентспилс.

В декабре 1991 года танкер отошел независимой Латвии, и тут же его имя было исправлено на «самостийно-прибалтийский» манер – «Taganroga». В 1998 году новые владельцы танкера перевели его под «удобный флаг» африканского государства Либерии. «Удобный флаг», как правило, предлагает сниженные налоги, не требует соблюдения строгих правил трудового законодательства и других сложных требований. Предоставление такой регистрации служит важным источником дохода для небольших и бедных стран.

Через десять лет судно было продано российским судовладельцам. На танкере подняли российский триколор, а новым портом приписки стал «город нашенский» — Владивосток. Однако новые владельцы не стали переименовывать свое приобретение (и соответственно, переделывать весь комплект судовых документов), а ограничились заменой в названии судна латиницы на кириллицу. В результате в торговом флоте России появился танкер с несколько необычно звучащим именем — «Таганрога». В дальнейшем «Таганрога» работал на Дальнем Востоке, вплоть до своего списания и отправки на слом в Читтагонг (Бангладеш). Любопытно, что перед своим списанием «Таганрога» некоторое время успел походить под «удобным флагом» такой «морской» страны как Монголия.

На излете существования СССР, в 1991 году, советский промысловый флот пополнился еще одним «Таганрогом». Это был средний рыболовный морозильный траулер типа «Железняков». Эти траулеры строились большой серией (более 350 корпусов) в Киеве, на заводе «Ленинская кузница», как для Министерства рыбного хозяйства, так и на экспорт. «Таганрог» в мае 1991 года перешел в свой порт приписки Мурманск. Однако носить на борту имя нашего города ему пришлось недолго. В 1993 году траулер был переименован в «Беломорский рыбак» и под этим названием проработал вплоть до списания и разделки на металл в 2009 года.

Кстати, один из «систер-шипов» «Таганрога» получил тоже очень знакомое нам название — «Танаис». Этот траулер был построен в 1981, перешел на Север в Мурманск, где и ловил рыбу вплоть до своего списания в 2007 году.

Кроме имени нашего города, суда, случалось, получали и имена географических объектов, так или иначе связанных с ним. Например, в серии из 10 построенных во Франции транспортных рефрижераторов типа «Амурский залив» одно из судов было названо «Таганрогский залив». Это большой теплоход длиной 164,6 метров, водоизмещением 16408 тонн, с полным ходом 17,3 узла, предназначенный для приема, доставки улова и рефрижераторных грузов, снабжения судов в море на промысле. Вся серия предназначалась Минрыбхозу.

«Таганрогский залив» был построен на верфи «Шантье Наваль» в городе Ла-Сьота и передан заказчику в январе 1972 года. Портом его приписки стал Севастополь. С распадом Советского Союза «Таганрогский залив» отошел Украине, в 1999 году судовладельцы перевели его под «удобный флаг» Панамы, а в 2005 году судно было списано и разделано на металл в индийском Аланге.

В 1992 году в отечественном торговом мореплавании началась новая эпоха, но имя нашего города продолжает оставаться на бортах российских судов. Однако это уже тема для отдельного рассказа…

Александр ЗАБЛОТСКИЙ. Иллюстрации предоставлены автором

Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале  и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Таганрогская правда
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.