Как великий святой связан с Таганрогом

В календаре рядом – два дня памяти святого Серафима Саровского. 30 июля – день его рождения. 1 августа – день его общецерковного прославления.

Пламенный стяжатель

Родился святой Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) 19 июля (30 июля по нов. ст.) 1754 года в купеческой семье.
Наряду с Сергием Радонежским он стал вторым, особо любимым и почитаемым, великим святым земли Русской.

Купеческое происхождение не мешало ему в служении только Богу, в единении с Ним, в обретении святости. Преподобный Серафим учил – не только словом, но прежде всего собственным примером – стяжанию (обретению, накоплению) самого ценного и необходимого для человека и его жизни – Духа Святого. Из любви к Богу вытекала и любовь к людям: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». И в купеческом Таганроге у Саровского чудотворца было немало благодарных и верных учеников, среди которых — и Павел Павлович Стожков, который, будучи дворянином, отказался, как и Прохор Мошнин, от всех своих богатств, посвятил себя только Богу.
Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, в переводе с древнееврейского — «пламенный». И пламень его любви к Богу не угасал, а лишь разгорался, воспламеняя и души окружающих людей.

Серафим Саровский и Александр Первый

Есть легенда о том, что до своего приезда в Таганрог и окончания в нашем городе своего земного пути с преподобным Серафимом Саровским встречался Александр Первый, самый великий из монархов того времени, освободитель Европы от Наполеона, уже в свое царствование удостоенный титулов Александр Благословенный, царь царей.

Вот как об этом пишет русский духовный писатель новомученик Евгений Поселянин (1870-1931) в своей книге «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и русские подвижники ХIХ века» (Москва, «Аксиос», 2003): «В 1825 году или около того старец Серафим однажды обнаружил будто бы какое-то беспокойство, замеченное монахом, рассказавшим об этом впоследствии моряку Д. Он точно ожидал какого-то гостя, прибрал свою келью, собственноручно подмел ее веником. Действительно, под вечер в Саровскую пустынь прискакал на тройке военный и прошел в келью отца Серафима. Кто был этот военный, никому не было известно — никаких предварительных предупреждений о приезде незнакомца сделано не было.
Между тем великий старец поспешил навстречу гостю на крыльцо, поклонился ему в ноги и приветствовал его словами: «Здравствуйте, великий государь!» Затем, взяв приезжего за руку, отец Серафим повел его в свою келью, где заперся с ним. Они пробыли там вдвоем в уединенной беседе часа два-три… Такова легенда».

«Преподобный Серафим Саровский и император Александр I». Моисей Маймон, 1904.

19 ноября 1825 года император Александр I умирает в Таганроге, а буквально через несколько дней, 25 ноября того же года, Серафим Саровский прекращает свое затворничество.

Вскорости после этого состоялось восстание декабристов. Русские дворяне, освободившие от зародившегося во Франции революционного брожения, от оккупации революцией Европу, включая саму Францию, сами набрались духовной заразы, стали масонами, революционерами. Великий русский святой противопоставляет их безбожной теории и практике свою молитву, Божье Слово и Божье дело. И духовный мрак от русской земли отступает – почти на столетие.

«Христос Воскресе, радость моя!»

Он уже на земле живет в бесконечной Пасхе и всех приходящих приветствует словами «Христос Воскресе, радость моя!» Среди его поучений есть слова о последнем Царе, который его, убогого Серафима, прославит.

Отец-основатель Таганрога, основатель Православной Российской империи Петр Первый, стремясь укрепить государство, попытался превратить Русскую Православную Церковь в некое подобие государственного ведомства душеспасения во главе со Священным Синодом. Одним из результатов стало резкое сокращение числа прославляемых Церковью святых, практически – прекращение канонизации.

Но 19 июля (1 августа по нов. ст.) 1903 года все же состоялось официальное церковное прославление в лике святых и обретение честных мощей батюшки Серафима Саровского. Инициатором этого, как и предсказывал преподобный Серафим, стал последний русский царь, Николай II. После этого планировалось прославление и праведного старца Павла Таганрогского. Но пришли смутные времена, и Россия надолго ушла от Бога. Надолго, но не навсегда. А вернулась она к Богу по молитвам Его святых, в том числе преподобного Серафима Саровского и праведного Павла Таганрогского.

Таганрогский Серафимовский храм

Серафимовский храм на Русском поле – из числа самых молодых в Ростовской епархии. Закладка будущего Свято-Серафимовского храма, рассчитанного на 200 прихожан, по адресу ул. Пархоменко, 58-2, состоялась 4 года назад, 1 августа 2016 года.

В конце минувшего, 2019 года, 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, были проведены освящение и установка купола и креста храма Серафима Саровского. Первая Божественная Литургия в новом храме состоялась весной нынешнего года, 12 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Антон САХНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content