Банковская комиссия — плата, которую финансовые организации взимают с владельцев кредитных карт за определённые услуги. Комиссионный сбор может быть фиксированным или плавающим (обычно 1–5% от суммы операции).
Распространены ситуации, когда банк списывает со счёта деньги, а клиент не понимает, с чем это связано. В таких случаях речь идёт о скрытых комиссиях — неочевидных сборах и оплате дополнительных услуг. Подобные списания могут увеличивать стоимость кредита.
Заёмщикам приходится платить за некоторые из этих услуг:
- годовое обслуживание кредитки;
- добровольное страхование;
- внесение наличных через банкомат;
- обслуживание счёта;
- переводы между личными счетами или на карточки физлиц;
- снятие наличных сверх установленного лимита или получение денег в банкомате другого банка;
- использование карты за пределами региона, где она выпущена;
- досрочное погашение задолженности;
- дополнительные услуги: смс-информирование, предоставление справок и выписок о движении денег, консультирование.
- В соответствии с действующим законодательством, финансовым организациям запрещено устанавливать комиссионные сборы за:
- рассмотрение заявки на оформление карточки;
- выдачу кредитной карты;
- снятие денег со счёта.
В Альфа-Банке можно взять кредитку онлайн и гарантированно не платить скрытые комиссии. Предусмотрено бесплатное обслуживание, повышенный кэшбэк и ежемесячное снятие наличных в пределах 50 000 ₽ без комиссии. При этом 365 дней не нужно платить проценты за покупки, совершённые в первый месяц.
Чтобы обезопасить себя от скрытых комиссий, стоит соблюдать следующие рекомендации:
- проанализировать предложения нескольких банков и выбрать оптимальное;
- тщательно изучить текст договора перед подписанием;
- обсудить с менеджером банка пункты, которые вызывают сомнение;
- задать интересующие вопросы об изменении процентной ставки, операциях, на которые не распространяется грейс, условиях осуществления переводов и снятия/внесения наличных;
- попросить составить актуальный график платежей и рассчитать полную стоимость кредита;
- заранее определиться, от каких дополнительных услуг можно безболезненно отказаться;
- выяснить механизм оплаты допов и уточнить правила возврата денег;
- не нарушать условия программы лояльности.
Стоит установить мобильное приложение банка — там все операции видны онлайн. Заметив подозрительные списания, нужно срочно принимать меры: написать в чат техподдержки, позвонить на телефон горячей линии или лично посетить отделение финансовой организации.
Что делать, если банк неправомерно списал комиссию по кредитной карте
Действия финансовой организации можно оспорить в суде при условии, что услуга, за которую списаны деньги, представляет собой неотъемлемую часть кредитного продукта. То есть заёмщик не может пользоваться полным функционалом кредитки без данной опции.
Алгоритм действий для возврата денег:
- подготовить документы, которые подтверждают факт списания комиссионного сбора — понадобится договор кредитования и выписка по счёту;
- составить претензию, в которой подробно изложены доводы о незаконности или необоснованности взимания комиссии, приложить копии документов;
- отправить претензию в банк заказным письмом с уведомлением и описью вложения;
- если финансовая организация игнорирует требования клиента или отказывается возвращать деньги, стоит подать жалобу в Роспотребнадзор и ЦБ.
От подачи претензии до зачисления денег на счёт обычно проходит 3–4 месяца. Важно передать документы в суд, пока не истёк срок исковой давности — он составляет три года. Желательно обратиться к юристу, который уже сталкивался с подобными проблемами.
Image by katemangostar on Freepik