О тех, кто дает нам и нашим детям жизненные ориентиры, открывая новые горизонты, можно и нужно говорить чаще. О своей профессии рассказывает Ирина Коломийцева, которая преподает русский язык и литературу в лицее № 4 (ТМОЛ).
Ирина Валентиновна закончила школу № 4 в 1995 году, а пять лет спустя получила диплом Таганрогского педагогического института. Когда проходила практику в своей родной школе, ее пригласили туда работать. В 2010 году произошло слияние средней школы № 4 и Таганрогского лицея, и Ирина Коломийцева стала учить лицеистов.
Здесь получают знания по большей части особенные дети, нацеленные на успех в жизни, в науках. Помимо ответственной учебы, они дополнительно, по воле своей и родителей, занимаются математикой, физикой, информатикой — со знающими домочадцами, с репетиторами, обозначают себе задачи и упорно идут к их решению. Но, по словам Ирины Валентиновны, есть в лицее и те дети, которым интереснее «сидеть» в телефоне, в планшете, чем получать нужные знания. Обилие клиповой подачи информации в нынешнем мире рассеивает, заполняет внимание не только малышей, но и взрослых, меняет мышление. Гаджеты заменяют им мир. Конечно, всё иногда меняется, в том числе ученики – их можно увлечь. И это хорошо получается у преподавателей ТМОЛ.
- Самое сложное в профессии учителя – не потерять позитивное отношения к миру, веру в людей: с детьми в жизни случается всякое, а их много «проходит» через тебя – пропускаешь их через свою душу, сердце. И, увы, не каждый из них оставляет там добрый отпечаток, — рассказывает Ирина Коломийцева. – Зато, когда у тебя получается достигнуть поставленной цели, это невероятное чувство: донести знание, научить, когда ты было отчаялся… Видишь в классе восторженные глаза: у учеников получилось понять, они начинают чувствовать красоту и выстроенную логику предмета. Это окрыляет, и без такого немыслима наша работа.
На взгляд Ирины Валентиновны, современным ученикам немного не хватает доброты.
- Ее всегда не хватает! Много или лишней доброты не бывает. Уважение к другим здесь тоже важно. Если человек нацелен только на личный успех, велика вероятность того, что он просто пойдет по головам остальных. А если человек с нехваткой воспитания, да еще без уважения к окружающим, дурные качества характера будут брать верх, и вряд ли сам их обладатель станет от этого счастливее, — объясняет учитель.
Ирина Валентиновна считает, что в юности ей повезло с классным руководителем, учителем русского языка и литературы: в четвертой школе преподавала Любовь Иосифовна Готовская.
- Сейчас ее уже с нами нет, но это был известный человек в образовательной сфере, она не один год проработала завучем школы. У этого прекрасного преподавателя можно было учиться стилю, манере держать себя, умению преподнести знание. Общение с ней дало очень многое, и я буду рада, если мне удалось не растерять качества, приобретенные рядом с Любовью Иосифовной, — отмечает Ирина.
Она вспоминает, что в первые годы работалось легче в плане загруженности всевозможной документацией, а общения с детьми в учительской жизни было больше… Но и сейчас случаются совместные выезды на природу, поездки, которые неизменно находят хороший отклик.
- Вряд ли я была нацелена на эту профессию с самого детства, не отмечалось такой тяги — всех учить уму-разуму. Но когда стал вопрос, куда идти работать, почему-то потянуло к детям, — завершает наш разговор учитель. — Если меня спросить, какую бы профессию я выбрала, имея за плечами жизненный опыт, не сказала бы, что мне хочется заниматься чем–то другим: моя профессия очень плотно к себе привязывает. И это здорово, особенно, когда что-то получается. Я не знаю, какая другая работа может дать столько позитивных эмоций и даже, не побоюсь сказать, настоящего счастья!
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото предоставлено Ириной Коломийцевой