Живая связь на дистанции

Общеобразовательные учреждения Таганрога с 6 апреля перешли в режим дистанционного обучения. Без сложностей не обошлось, однако наши преподаватели готовились и находят новые решения, чтобы образование таганрогских школьников продолжалось на высоком уровне.

— Изначально мы располагали необходимыми материалами на интернет-платформе «Дневник.ру»: давали рекомендации детям, записывали домашнее задание, а учителя-предметники прикрепляли планы-конспекты и вопросы, на которые следовало обратить внимание. И эта площадка дала сбой из-за непривычно большого количества пользователей, — рассказывает директор школы № 9 Наталья Мохова. — В результате мы за один рабочий день спешно перестроили всю систему своей работы.

Создали на «Яндекс. Диск» собственную платформу «МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка». И до 18 часов проинформировали всех — учителей, учащихся и их родителей — о возможностях ее использования.

Прозрачно и доступно

В структуре площадки — три уровня образовательных программ: начальное общее, основное общее среднее и общее образование. В эти системные папки вошли все классы. В папке каждого из них содержатся отдельные приложения по учебным предметам, входящим в структуру учебного плана. У детей есть доступ ко всем электронным ресурсам, расположенным в папке класса, в котором они обучаются. Учителя размещают материалы уроков, домашнее задание, комментарии к нему, номер и дату урока. Ученик в удобное для себя время может использовать эти материалы и осуществлять обратную связь с помощью электронной почты, которая размещена на этой же платформе.

— Наша почта позволяет сортировать присланное, каждый учитель получает выполненные задания. Очень удобно, — подчеркивает Наталья Владимировна. — Первые два дня были вопросы. Регулярно действует телефон «горячей линии» школы, мы консультируем родителей. Например, ученикам начальных классов сложнее, потому что они не так быстро ориентируются, и без помощи родителей тут не обойтись. С 8 апреля мы работаем в штатном режиме, осуществляем обратную связь. Администрации школы легко контролировать, насколько дети вовлечены в образовательный процесс, осуществляется ли обратная связь ученика с учителем, получают ли школьники достойные консультации своих учителей. Всё прозрачно и доступно.

— Помимо нашей платформы, — добавляет Наталья Мохова, — мы продолжаем использовать всероссийские интернет-площадки, особенно актуальные для наших выпускников «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Сдам ГИА», «Решу ЕГЭ», где множество материала, задач и каталогов, позволяющих преподавателю подготовить детей к качественной сдаче государственной итоговой аттестации.

Видеоматериалы впрок

Большинство родителей встретили дистанционное обучение спокойно — у преподавателей была возможность для подготовительной работы начиная с первых нерабочих дней, связанных с мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Классные руководители объясняли родителям, как будет строиться образовательная деятельность, с какими трудностями можно столкнуться и как их собираются решать. Помимо «горячей линии» на сайте школы размещалась необходимая информация. Оказалось, что 32 человека не имеют персонального компьютера, но пользуются телефонами с выходом в интернет, и это подходит для обратной связи.

В социальных сетях («Инстаграм», «ВКонтакте») классные руководители добавили преподавателей предметов в свои группы, появилась дополнительная возможность обмениваться информацией в чатах и личных сообщениях, в приложениях Skype и Zoom.

— Мои ученики, а я преподаю математику, предложили для работы и новую платформу Discord. Теперь есть возможность для живого общения в реальном времени — посредством видеоконференции, — делится Наталья Мохова.

Дистанционная работа поможет накопить полезные материалы, например, видеоуроки для самых младших и занятий вместе с родителями. Учителя физкультуры записывают «физминутки». А предмет «Технология» предполагает творчество, и некоторые ученики создают настоящие шедевры. Планируется сделать фотогалерею таких поделок, чтобы, когда все вернутся в родную школу, открыть выставку.

«Ребёнку необходима обратная связь»

Существуют проблемы, которые остаются нерешенными: не хватает живого общения. Случается, дети присылают задания в позднее время, когда им уже следует спать (с родителями проводят беседы), а учителя порой и в свои выходные проверяют работы.

— Ребенку просто необходима обратная связь, — убеждена Наталья Владимировна. — Он хочет получить не только отметку, но и живую реакцию, комментарий учителя на свою работу. И как тут соблюдать жесткий регламент?

Ежедневно классные руководители отправляют отчет в административную группу о состоянии здоровья учащихся. Если есть заболевшие, родителей подробно расспрашивают об их состоянии. К счастью, с симптомами ОРВИ на сегодняшний день единицы…

«Учиться нужно для себя»

А как обстоят дела в других школах? Например, в школе № 1 дистанционная образовательная работа велась в основном с помощью автоматизированной информационной системы «Барс. Образование». Оказалось, в этой системе нельзя прикреплять файлы с некоторыми расширениями, не работает функция отправлений на личную почту учебных материалов, заданий, выполненных работ ни для учителя, ни для ученика. О данных проблемах оповестили разработчиков. Решали задачи с помощью других электронных приложений.

Учитель-дефектолог Ольга Веревкина, которой нужно дистанционно работать, в том числе и над произношением ученика, считает:
— Очень не хватает глаз детей, глядя в которые ты хорошо видишь, понимают они материал или растерялись, что-то пропустили, не слушают.

Ирина Мирошниченко преподает математику, физику и астрономию в гимназии имени А.П. Чехова.

— Адаптация проходит нормально, — говорит она. — Еще в прошлом году для своих учеников я создавала на интернет-ресурсе «Вконтакте» образовательную группу, и к дистанционным заданиям ученики отчасти привыкли. Мы выбрали не самую популярную площадку «Инфоурок», где оказалось удобно проводить онлайн-занятия. Пришлось учиться писать на электронной доске: например, в геометрии это очень важно при подаче материала. Плюс есть в том, что никто не отвлекает учителя от объяснения темы. И чувствуется, что старшеклассники начали понимать: учиться надо для себя, для своего будущего. Ребята очень скучают по общению друг с другом, и я на пять минут перед уроком включаю им онлайн-конференцию, даю возможность поздороваться с одноклассниками.

Преподаватель иностранных языков в возрасте 25 лет поясняет:

— При должной самоорганизации дистанционное обучение — это очень здорово. Ученику не надо тратить время на поиск и отбор материала: он получает нужные ссылки с достоверной и проверенной информацией. Детям проще, как мне кажется, хотя бы потому, что они всерьез не осознают масштабов проблемы, — для них это затянувшиеся каникулы, в которых присутствует надоедливая «домашка» и нельзя гулять. Ориентируются в любых порталах и гаджетах они быстро. В общем, выйдут из самоизоляции «хорошистами» и «отличниками».

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото из архива школы № 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *