Вокзал. Пристройка. Паровоз

На минувшей неделе Таганрог снова оказался в центре скандала. На этот раз – из-за обращения к донским властям общественного деятеля, предпринимателя, одного из основателей фонда «Городские проекты» и популярного в России видеоблогера Ильи Варламова.

Илью Александровича возмутила судьба таганрогского Старого вокзала. Он приводит факты: в старинное здание вставлены металлопластиковые окна (справедливости ради отметим, что произошло это не менее пяти лет назад), оно закрыто, но внутри, наверное, что-нибудь делают (на самом деле, вплоть до периода самоизоляции там работали арендаторы, и с представителем одной из компаний встретилась корреспондент «Таганрогской правды»). Наконец почти вплотную к фасаду пристроен «какой-то сарай», и его появление не согласовано с комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

  • Мало ли ещё в Ростовской области охраняемых государством исторических зданий 1869 года постройки, — иронизирует господин Варламов.

Действительно, наш вокзал – предположительно детище русского архитектора Сергея Илиодоровича Загоскина — заслуживает звания гордости Таганрога. Но вот исторический облик окружающей его Ярмарочной площади (сегодня – площадь Восстания) менялся неоднократно. К примеру, начиная с 1935 года перед вокзалом стоял памятник Ленину (всезнающая «Википедия» пишет, что в 1941-м его уничтожили фашисты). В 1908-м рядом с железнодорожными платформами выстроили вокзальную часовню – в ознаменование рождения цесаревича Алексея (она была разрушена в 20-е годы прошлого века, а в ноябре 2012-го с противоположной стороны, перед фасадом, состоялось освящение новой часовни, построенной в честь Казанской иконы Божьей Матери).

Да и оконные рамы, как выяснилось после тщательного изучения фотографий вокзала, относящихся к советскому времени (дореволюционные фотоснимки цветом выделялись нечасто), были по большей части выкрашены белой краской (то есть современный металлопластик отличается от них не визуально, а фактурно). И это уже не говоря о памятнике «Паровоз», который, между прочим, тоже не сразу вписался в допустимый формат изменения как облика здания, так и пространственного вида объекта культурного наследия регионального значения. Но ведь никто не собирается ратовать ни за возвращение Ленина и часовни со стороны путей, ни за сдачу в утиль паровоза!

Что же касается «сельпо», как Илья Варламов именует пристройку, недавно возведенную примерно в полутора метрах от исторического здания (и, бесспорно, нарушившую восприятие этого памятника архитектуры людьми, спешащими на электричку), она – сооружение легкосъемное, модульное (хотя, глядя на кирпичную кладку, этого не скажешь).

Решение о ее строительстве на территории, принадлежащей РЖД, принято той же Российской железной дорогой. И администрация Таганрога уже направила компании запрос о наличии разрешительной документации. Поэтому, не впадая в крайности («Шоком и ужасом стал для жителей Таганрога ремонт исторического здания города – Старого вокзала», — пишут наши коллеги из сетевого издания «Блокнот Таганрог»), ждем ответа. И обязательно продолжим «вокзальную» тему на страницах нашей газеты…

Кстати

Дмитрий Гусев, директор IT-компании «Leviossa IT», арендующей одно из помещений вокзала:

  • Насколько я знаю, фасад реставрировать никто не собирался. Планировалось уложить плитку и обновить «шубу» цоколя. Я не переживаю за вокзал, хоть он и находится в частной собственности. Его владелец – человек очень ответственный.

Из истории вокзала

В 1869 году в Таганроге появилось одно из красивейших зданий – здание железнодорожного вокзала. Ныне мы его знаем как Старый вокзал.

Строительством железной дороги Таганрог обязан прежде всего двум людям. Один из них — Нестор Кукольник; второй — таганрогский купец, основатель широко известного в России торгового дома Яков Поляков, родной брат железнодорожного магната Самуила Полякова.

Богатые и влиятельные ростовские купцы были категорически против того, чтобы Курско-Харьковско-Азовская железная дорога проходила через Таганрог. Однако, по мысли Кукольника, Таганрог был приоритетен, и дорогу от Харькова вели в первую очередь именно к нему.

В 1868 году Яков Поляков получил концессию на постройку дороги от Курска через Харьков, Лозовую, Горловку и Таганрог до Ростова. Вся линия протяженностью 763 версты была открыта для движения в 1869 году. Тогда же утвердили устав Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, перешедшей в 1896-м в государственную казну.
Про приход в Таганрог в 1869 году первого поезда писал свидетель этого события Александр Чехов.

Таганрогская подорожная станция «тупикового», конечного типа быстро «обросла» ремонтными мастерскими, паровозными депо, складскими помещениями и железнодорожными ветками, отходящими от основных путей к промышленным предприятиям (металлургическому заводу) и в портовую зону.

По словам заведующей музеем «Градостроительство и быт г. Таганрога» Марианны Григорян, построенное в 1869 году двухэтажное здание таганрогского железнодорожного вокзала (автор, к сожалению, точно неизвестен) является первым общественным сооружением, возведенным в Таганроге в «кирпичном» стиле: без применения штукатурки, с использованием мотивов узорчатой кладки на фасаде. Протяженный корпус здания вокзала отличался симметричным построением с двумя боковыми ризалитами, в которых размещались вокзальные службы, и находящимся в центральной части первого этажа сквозным залом ожидания, имевшим выходы на привокзальную площадь и перрон. В архитектурном облике вокзала, который по тем временам превосходил по своей красоте и размерам даже столичные, можно отметить тесное переплетение элементов барокко с классицистическими и ренессансными формами. Лейтмотивом его декоративного убранства являются полукруглые очертания оконных и дверных проемов. Входы располагались в одном из ризалитов и в центре фасада; над ними были устроены балконы с ажурным витым ограждением.

Здание вокзала — яркое свидетельство того, что из такого, казалось бы, непластичного материала, как кирпич, мастер способен творить чудеса. На фасадной части, под карнизом — оригинальная кирпичная кладка в виде кружевных арочных ниш. Здание венчают причудливые аттики. Своеобразие сооружению придают и арочные окна разного размера: большие на первом этаже и меньшие — на втором, обрамленные фигурной кирпичной кладкой. Углы здания и некоторые межоконные пространства рустованы, то есть обработаны имитирующими тёсаный камень выступами. Строилось это здание тогда на краю города, где еще паслись коровы и разгуливал прочий домашний скот…

Ирина Сдатчикова, Лолита Чапрак, Антон СЛОВАКОВ, фото Анатолия Ивашова и Лолиты Чапрак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content