В таганрогской роще «Дубки» прошел необычный квест

В таганрогской роще «Дубки» прошел необычный квест

О квесте «Единство», прошедшем в роща «Дубки», объединившем несколько общественных организаций и посвященном инклюзии, рассказала педагог высшей категории, руководитель АНО «Луч Надежды» Сенильга Бартенева. Поделились своим впечатлением и другие создатели этой необычной интерактивной программы.

В ее подготовке и проведении принимали участие декан факультета психологии и социальной педагогики ТИ имени А.П. Чехова Оксана Музыка, ее заместитель Александр Макаров и студенты педотряда I- III курсов, руководитель АНО «Южный спасатель», тренер-преподаватель Светлана Сорокина, представители общественной организации «Окружение: красивая жизнь своими руками» психолог Наталья Баранова и Ирина Мосина, а также сообщества «Хороводы Таганрога» Наталья Арепьева.

  • Поскольку мы получили помещение для работы с детьми в районе рощи «Дубки», стало интересно исследовать эту территорию на предмет полезного применения. У нас оказалось много единомышленников, которые были готовы оказать нам всестороннюю поддержку. Скоординировавшись вместе, разработали такой квест, — рассказывает Сенильга Эмильевна.

Этапы, которые проходили участники, назывались «Бумеранг Добра»  (инклюзивный), «Станция Мечты» (будущих педагогов), «Станция Туристическая», а завершались приключения радостным хороводом. Детей из спортивных секций объединили в командах с ребятами, у которых есть особенности в развитии. Все вместе выполняли задания.

  • Важно, чтобы люди понимали смысл слова «инклюзия»… Такой прекрасный, светлый день получился! Нравилось наблюдать за участниками, и такая яркая получилась иллюстрация – насколько мы разные, но вместе. Заметно было также, что родители, пришедшие за детьми, не спешили их забирать. Им вдруг захотелось приостановить обычный бег «по делам», чуть замедлиться, побыть вместе с нами, — отмечает Сенильга Бартенева.  

По словам педагога-психолога, подобные мероприятия не столь масштабны, они «точечные», но попадают в самое сердце. И мы начинаем понимать, что сегодня никто не застрахован ни от каких сложных ситуаций. Сенильга Эмильевна считает: нынешнее время подходит для того, чтобы мы поняли — надо быть добрее и чище, стараться помогать друг другу. Она замечает, что наша страна всегда отличалась особой духовностью, годами формировались нравственные ценности, которые мы чуть не потеряли в сложное время перестройки и социальных реформ. И отрадно, что сейчас люди начитают потихоньку снова объединяться и помогать друг другу.

  • Очень приятно, что меня окружают истинно добрые люди, с ясными намерениями, самостоятельные. Взяв на себя ответственность, они успешно провели эту встречу. В свой выходной день взрослые и дети собрались, чтобы делиться радостью друг с другом, — подчеркивает педагог.

Направление спортивного ориентирования и вообще спорта появилось в инклюзивных мероприятиях впервые. И это очень хорошо – подобные социально значимые проекты должны развиваться в самых разных аспектах. Например, на станции «Туристическая» дети искали нужные топографические знаки, познакомившись с обозначениями, и за каждый правильно выбранный символ получали часть карты соревнований.

  • Очень понравилось, что по пути между станциями дети (они были в нитяных перчатках – прим. авт.) собирали мусор в выданные кульки. Одна команда специально замедлила движение, чтобы собрать побольше, хотя сколько должно именно быть собранного мусора, в задании не обозначалось. Рада, что увлекли и моих спортсменов такой темой, — делится тренер Светлана Сорокина.

Детей, которые занимаются спортом, в свою очередь, знакомили с тем, каково быть особенными: предлагалось примерить очки, имитирующие различные дефекты зрения, и раскрасить в них рисунок.

  • Объединив ребят в команды, подружили их. А какие замечательные участвовали волонтеры-студенты из педотряда! — восхищается психолог Наталья Баранова. — Они так вдохновенно играли с детьми! Взаимодействие получилось. Это первая проба в природных условиях. У нас масса красивых мест в округе, и мы обязательно продолжим этот опыт.

Несмотря на ограничения, уходить в онлайн полностью, занимаясь с особенными детьми, нельзя, уверена Сенильга Бартенева. Ничто не заменит для них такого необходимого живого общения.

  • От души хочу поблагодарить Александра Макарова, который был вместе с нами, за потрясающих учеников. Ребята просто золото! Давно не видела молодежь с такими педагогическими талантами и подобной мотивированностью. Заметно же, когда по приказу, а когда от души, — отмечает Ирина Мосева, которая запечатлела эмоции участников в фотографиях.

В финале участники записали свои пожелания и отправили их на воздушных шариках в осеннее небо.
— Что удивительно, дети желали не для себя — желали всем-всем здоровья, счастья и мира, — радуется за ребят Сенильга Бартенева.

«Детские мечты обязательно должны сбываться!» – выражает уверенность, рассказывая о квесте на своей страничке в «Фейсбуке» Ирина Мосина. Да и кто с ней не согласится?

У темы инклюзии нет границ

Опыт, личные наработки в сфере работы с особенными детьми теперь возможно разделить с коллегами из разных регионов и даже из-за рубежа, рассказала Сенильга Бартенева.

После того, как завершился очередной этап Всероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе», психологи из разных регионов объединились в межрегиональную общественную организацию «Развитие психологической помощи». В этом огромном объединении Сенильга Эмильевна теперь является председателем комитета по работе с людьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

  • У нас состоялся первый «круглый стол» на тему «Живые инклюзивные практики в системе консультирования и психологического сопровождения детей с особенностями развития и их родителей», где мы познакомились друг с другом и продемонстрировали собранный материал в режиме онлайн. Таганрог представляли трое: я и мои коллеги из ТИ имени Чехова. В процессе общения наметили создать сборник личных практик. Чем он будет интересен? Обычно мы обобщаем полученный опыт в единое целое. А здесь у нас задача показать технологию, инструменты работы с определенными категориями детей — живую практику. Чтобы коллегам в разных уголках страны можно было, учитывая особенности конкретного ребенка, адаптировать ее. Эти дети уникальны, руководствоваться одинаковыми рецептами невозможно. И МОО «Развитие психологической помощи» создает общее издание. Во встречах организации участвуют и коллеги из других стран.

Тема инклюзии касается всех, у нее нет границ. Например, в Германии существует мощная государственная поддержка особенных детей с момента рождения. А вот программы по включению таких детей в школы, в обучающие процессы – такой же открытый вопрос, начиная с архитектурной доступности старинных и прославленных учреждений, — объясняет педагог-психолог. — Проблемы у нас общие: и работа с родителями таких детей, и как поддерживать педагога в этой сфере. Мы ориентируемся на запад, предполагая, что там лучше проработаны многие моменты, а у них те же проблемы, они так же ищут ответы и открыты в общении…

Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Ирины Мосиной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content