Один из ноябрьских дней стал праздником для многих юных музыкантов Донского края, приехавших в Таганрогский музыкальный колледж на третий областной открытый конкурс ансамблевой музыки «Осенний камертон».
«Королевский» проект
Конкурс был поистине королевским (ведь фортепиано – король среди музыкальных инструментов). Рояль с французского именно так и переводится: когда он говорит, все, затаив дыхание, внемлют. Может выступать со свитой – вместе с симфоническим оркестром, а может сопровождать кого-то из подданных, и тогда любой из «эскорта» зазвучит по-особенному.
Четыре года назад, в ноябре 2015 года, на базе музыкального колледжа впервые в истории Таганрога прошел городской открытый конкурс фортепианных ансамблей и юных концертмейстеров-пианистов «Осенний камертон». Инициатором его проведения и главным организатором выступила преподаватель и концертмейстер Таганрогской школы искусств Галина Барабаш. Конкурс был посвящен 50-летию школы. Проект оказался столь успешным, что творческое состязание решили сделать регулярным (проводимым раз в два года). Его готовят преподаватели фортепианного отделения Таганрогской школы искусств; им помогают коллеги – преподаватели других отделений школы, ее выпускники и педагоги Таганрогского музыкального колледжа.
Конкурс по факту сразу стал областным. Нынешний же, третий «Осенний камертон» состоялся в новом статусе – как открытый и областной, уже официально. В номинации «Фортепианный ансамбль» традиционно выступали дуэты пианистов, играющие на двух инструментах либо на одном в четыре руки. А вот концертмейстеры в связи с большим числом желающих разделились на две номинации: «Концертмейстерский класс» (юные пианисты аккомпанировали юным певцам) и «Инструментальный ансамбль». Таким образом, на этот раз в конкурсе было не две номинации, как прежде, а три.
Пять лауреатов в четырёх категориях
Председатель жюри «Концертмейстерского класса» Елена Бурова призналась, что в четырех возрастных категориях было сразу пять лауреатов первой степени, а лучших из лучших выделить оказалось просто невозможно; члены жюри так и не смогли присудить Гран-при.
Председатель жюри «Фортепианного ансамбля» Ольга Букша отметила, что участники конкурса продемонстрировали не только понимание стиля и ощущение характера исполняемого музыкального произведения, но и способность к диалогу, умение общаться между собой, слушать и слышать друг друга, дружить на благодатной музыкальной почве. Гран-при в этой номинации завоевали Алина Тимошенко и Анастасия Давыдкова из Таганрогской детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского. Приятно удивили и две другие девушки – Елизавета Шеншина и Алина Клушина из Таганрогской школы искусств: они сначала играли в четыре руки на фортепиано, а потом выяснилось, что это у Алины – второй инструмент, а вообще-то она флейтистка; в обеих номинациях юные исполнительницы стали лауреатами первой степени.
Председатель жюри номинации «Инструментальный ансамбль» Юрий Сахно не смог сдержать восторга.
Уровень конкурса изменился кардинально! Как будто прошло не два года, а много лет, — отметил он. – Стал гораздо выше и эстетический, и профессиональный уровень исполнителей. Спасибо детям за их труд. Спасибо преподавателям и родителям за их любовь к детям и к музыке, за их энтузиазм и потрясающее терпение.
Ноты с автографом автора
Член жюри в той же «инструментальной» номинации, заместитель художественного руководителя Таганрогского театра им. А.П. Чехова Анастасия Устинова (пианистка, выпускница РГК им. С.В. Рахманинова) обратила внимание на артистизм юных музыкантов, прежде всего – двух из них, которых она наградила юбилейными альбомами, рассказывающими о Таганрогском Чеховском театре.
- Удивительный артистизм присущ Михаилу Романову: он свободен, ярок, легок, — сказала Анастасия. — Не забуду и Анну Камкину с ее улыбкой.
Гран-при завоевали Анна Камкина и сопровождаемый ею ансамбль скрипачей «Крещендо», представлявшие сразу два учебных заведения и два населенных пункта: Детскую музыкальную школу им. А.Г. Абузарова города Таганрога и Детскую школу искусств села Николаевка. А самое большое восхищение коллег и всех присутствовавших вызвала руководитель ансамбля «Крещендо» скрипачка Юлия Соколова.
Все участники конкурса наряду с дипломами лауреатов различной степени получили поистине королевские дары — книги о русских правителях, компакт-диски с шедеврами мировой музыкальной культуры и записями лучших отечественных драматических актеров. Особенно же повезло исполнителям флейтовых произведений: они были одарены нотами Сюиты для двух флейт и фортепиано таганрогского композитора Владимира Рыжова – с автографами автора, с его пожеланиями радости творчества.
Многие считают, что Таганрог превратился в глухую провинцию и переживает свои черные дни. Но, наблюдая талант и стремительное развитие юных местных музыкантов, убеждаюсь: нам нужно просто поднять клап – клавиатурную крышку, закрывшую клавиши. Конечно, в одиночку никакой гений этого сделать не сможет. Но ведь «Осенний камертон» как раз и помогает избавиться от одиночества.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора
Великолепная статья! Спасибо автору Прозоровскому В.Е.