В преддверии празднования 75-летия Великой Победы Таганрогский театр имени А.П. Чехова подготовил новую постановку — «Небесный тихоход». Сюжет о дружбе и любви, памятный старшему поколению по прекрасному фильму, заиграл новыми красками. На сцене даже успели осуществить генеральный прогон… К сожалению, режим самоизоляции, призванный позаботиться о нашем здоровье, отсрочил долгожданную премьеру. Мы же остаемся в предвкушении и уверенности: спектакль увидим уже скоро.
Над его созданием работал режиссер Николай Елесин. Пьеса Алексея Яковлева «Небесный тихоход» составляет единое целое с музыкой Марка Самойлова и стихами Вячеслава Вербина. Корреспонденту «Таганрогской правды» удалось пообщаться с актерами, временно оставшимися без премьеры, и поговорить о новой постановке.
«Природа человека остаётся прежней»
Актер Алексей Алексеев помнит, как еще совсем маленьким посмотрел одноименный фильм. В ту пору он жил в небольшой деревне Приморского края, а его бабушка работала директором клуба. Фильм был черно-белым — шел ретропоказ кинолент о Великой Отечественной войне. Запомнились песни, которые дороги не одному поколению: «Пора в путь-дорогу», «Первым делом, первым делом самолеты…» Алексей отмечает, что многие фильмы тех лет о войне, крепкой дружбе между товарищами, глубоких чувствах, опаленных сражениями, схожи между собой.
— О каких бы временах ни шла речь — о Великой Отечественной, о Киевской Руси или Древней Греции, во взаимоотношениях людей всё остается по-прежнему: преданность, честность, любовь, чувство долга, предательство. Человек может «обрасти» гаджетами, работать с высокими технологиями, но природа его остается прежней. Поэтому и постановки о войне, и Шекспир, и Пушкин актуальны во все времена. Однако во время войны, перед лицом смерти, которая ходила совсем рядом, люди становились более искренними, открытыми, настоящими. Сейчас, заходя в автобус, мы даже и не смотрим друг на друга. Один «в телефоне», другой — с наушниками…
Алексей играет в спектакле капитана Сергея Кайсарова. Говорит, что вначале настраивался на чисто героическую историю. Потом понял – всё гораздо шире:
— Мой герой немножечко бабник, он готов пофлиртовать и с корреспондентом, собирающимся брать интервью… Когда друзья договариваются, что «девушки — потом», он уже женат, но ведь скрывает это! Кайсаров — состоявшийся человек, герой, красавец, у которого своя жизнь и видение мира.
«Мы хотели сделать настоящий подарок…»
В спектакле много музыки, русских танцев, это сложная и объемная работа. Материал может показаться не слишком драматичным, но актеры осознавали необходимость показать чувства, такие неуловимые в наше время.
— Мы не в состоянии даже на пять процентов представить будни войны, весь их ужас и суровую действительность! Еще 10 января прошли первые читки сценария, примерки к новой роли. Три месяца готовились, это и по финансовым вложениям емкая постановка. Только представьте, какую «машину толкали» директор и режиссер! — дополняет свой рассказ Алексей Алексеев. — Много персонажей: женская и мужская эскадрильи. На репетициях мы ориентировались на воспоминания своих дедушек и бабушек. Хотелось сделать настоящий подарок ко Дню Победы.
Генеральная репетиция прошла 25 марта. Первые зрители, в основном сотрудники театра, отметили, что в какие-то моменты будто бы увидели кадры кинохроники. И это очень хороший знак.
Герой Артёма Лопатина — Василий Булочкин — человек скромный, немного в себе, занят любимым делом профессионально и не бравирует этим. Булочкин — зрелый мужчина, сложившийся как личность.
Артём считает, что женщинам на войне правильнее было бы находиться в безопасности, в тылу. Главное, чтобы в бою оставалось чувство: дома любят и ждут!
— Пьеса похожа на фильм, но при этом отличается изнутри. Отношения героев высвечивают иные акценты и нюансы, — подчеркивает Артём Лопатин. — В целом военная драматургия характерна обостренными эмоциями, и мотивации каждого героя максимально обнажены. Когда, наконец, состоится премьера, зритель сможет прийти и убедиться, получилось ли у нас передать чувства и черты своих особенных героев.
Самоотверженные и добрые герои спектакля
— Время привносит в нашу жизнь много нового, — рассказывает Валерия Дыба. — Но какие бы веяния ни входили в моду, хочется верить, что для людей и тогда, и сейчас важны добрые и сильные чувства, светлые эмоции.
Ее героиня — старший лейтенант Маша Светлова — летчица женской эскадрильи. Она самоотверженная, бесхитростная, добрая, как и другие персонажи спектакля. Известно, что женщины на войне не только врачевали, но и воевали наравне с мужчинами, а для любви есть место всегда, независимо от обстоятельств. У Валерии бывает чувство, будто она родилась не совсем в свое время, и эта роль хорошо подошла ей внутренне.
— Наши дедушки и бабушки не любили рассказывать о войне, — вспоминает Татьяна Шабалдас. — И в старом фильме «Небесный тихоход» чувствуется: люди старались оставить в памяти только хорошее — любовь, молодость, весну. «Тихоход» — добрая лирическая комедия.
Ее героиня — военврач первого ранга, полковник медицинской службы Фаина Григорьевна Львович — жесткая внешне, но по-настоящему любящий, искренний человек. Словно воспитатель в детском саду, которому надо иногда и пожурить непонятливых-непослушных, подвергающих себя опасности… Человеческое отношение к подчиненным всегда дорогого стоило, а в военное время надолго осталось в сердцах и в памяти однополчан. Сегодня многое из того, что передают СМИ, транслируется с экранов телевизоров, повествует, к сожалению, о насилии, злобе, жестокости.
«Любовь — двигатель жизни…»
«Небесный тихоход» — не про раны, кровь и взрывы, он — про человеческие чувства и взаимоотношения.
— Очень ответственно нам пришлось подойти и к тому, как всё выглядит на сцене, верно ли надета форма, как правильно двигаться, строить разговор. Мы специально посмотрели много фильмов, в том числе и документальных, про войну, присматриваясь к деталям, — отмечает Татьяна Шабалдас. — Зрители — очень внимательные и чуткие люди. Не там поставишь ударение в слове, обязательно напишут, укажут. И я с большим уважением отношусь к таким замечаниям.
А еще для этой роли пришлось дополнительно заниматься вокалом. Его Татьяна Шабалдас освоила много раньше, но когда какое-то умение долго не задействуешь… Словно художник без кисти или спортсмен без тренировок — никогда нельзя останавливаться. Актриса вновь почувствовала, что следует развиваться дальше и дальше, не довольствуясь достигнутым. В завершение беседы она еще раз подчеркнула: умение любить и быть любимым спасло очень многих в те страшные годы.
Любовь к женщине, мужу, ребенку, к Родине — это и есть двигатель нашей жизни. И те, кто умеет любить по-настоящему, — наше будущее.
— Мой дедушка — сдержанный человек, никогда не рассказывал о войне, но однажды обмолвился: «Если бы не было твоей бабушки и наших детей, наверное, я бы не смог дойти до Победы и вернуться домой», — так завершила нашу беседу Татьяна Шабалдас.
Марина ДАРЕНСКАЯ, фото Сергея Плишенко
Коллектив театра просит передать особую благодарность фотохудожнику Сергею Плишенко за чудесные снимки.