Первый из них – Медовый. А наступит он уже завтра, 14 августа.
Эти праздники называют строгими, или даже грозовыми. Они приходятся на период завершения сельскохозяйственных работ и сбора урожая различных культур. В их праздновании особенно тесно переплелись церковные и народные традиции.
Само название «Спас» говорит о том, что эти праздники посвящены Спасителю мира, Иисусу Христу. Будучи в раю, с Богом, но нарушив единственную Его заповедь, наши пращуры оторвались от Создателя, Источника жизни, в результате чего стали смертными, подверженными различным болезням и страданиям, в том числе грехам. Бог пришел в созданный Им же, но испорченный Его созданиями мир, став Человеком, чтобы спасти людей от унаследованных от Адама и Евы духовных недугов.
Медовый Спас
Первый Спас, Медовый, – 14 августа. Существует еще одно название праздника – Маковей, в народе – Маковый Спас.
На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа — по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю, получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».
С этого праздника начинается Успенский пост, продолжающийся ежегодно с 14 по 28 августа. Успенский пост – строгий: в благодатный период изобилия свежих плодов (овощей, фруктов и ягод) Церковь благословляет полное воздержание в течение двух недель от всякой пищи животного происхождения, единственное исключение, как и в любой пост, составляет мед.
Вообще-то в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. Церковный праздник этого дня — Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник этот был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).
В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие и освящение меда нового сбора, мака, лекарственных трав.
В этот же день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений христиан с их врагами-язычниками. В середине XII века на Руси и в Византии, практически одновременно, произошли два чудесных события. Два правителя — Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил (Михаил) Комнин — выступили в военные походы против своих врагов. Андрей ополчился на волжских булгар, а Михаил пошел на сарацин (турок). В обоих случаях христианским государям пришлось иметь дело с войсками неприятеля, которые намного превосходили их собственные силы. В обоих случаях кампании грозили закончиться провалом, и в обоих же случаях предводители взмолились Христу о даровании победы. И случилось два очередных Божьих чуда — походы правителей-христиан оказались победоносными. Они сопровождались чудесными знамениями от икон Спасителя и Богородицы, а в небе, над местами расположения войск, был виден Крест. Наши предки увидели в этих событиях знак Божьей милости, и в их честь установили особое празднование 1 (14) августа.
На Руси были очень богатые кулинарные традиции Медового Спаса. В этот праздник пекли постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варили медовуху (кстати, употребляли ее и как лекарство от хворей).
Существует еще одно название праздника 14 августа — Маковей, в народе — Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали ветхозаветные (еврейские) религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращивание» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.
Медовый Спас называют еще «Спасом на воде». Этому существует вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот.
Яблочный Спас
19 августа, на Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, таганрогские храмы обычно окружены огромными толпами. Местами яблоку негде упасть. Люди святят эти и другие плоды, которые нам так щедро дарит наш южный край. Яблочный Спас вопреки жаре по популярности приближается к Пасхе – Светлому Христову Воскресению. К слову, праздник Преображения Господня, подобно Пасхе, продолжается не один день, а целую неделю. Яблочный Спас – уже второй по счету.
О Преображении Господнем нам рассказывают сразу трое евангелистов — Марк, Матфей и Лука. И отмечают очевидные чудеса: запыленная в пути одежда на их Учителе засияла, а сами они наполнились такой благодатью, что забыли о самих себе и о своих нуждах.
В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на Кресте.
Почему же Церковь постановила праздновать Преображение Господне в конце лета? Историки Церкви предполагают, что ради язычников – чтобы помочь им стать христианами. В Греции и Риме окончание сбора винограда сопровождалось Вакханалиями и Дионисиями – праздниками в честь «хмельных» богов. Существует версия, что Церковь, вытесняя языческие традиции, искусственно перенесла Преображение Господне на этот период, заменив языческую религиозную обрядность на благословение плодов нового урожая. Причем, если евреи, греки и другие южные народы в этот период приносят в храмы и освящают виноград, на Руси его заменили яблоками. Нам, таганрожцам, особенно повезло: мы для освящения несем и виноград, и яблоки, и множество других плодов.
19 августа ежегодно на горе Фавор в Израиле происходит настоящее чудо. В праздник Преображения Господня, когда Христос явился ученикам в Божественном свете, на вершину горы вне зависимости от погоды нисходит таинственное облако — явление, которое ученые до сих пор не могут объяснить.
Ореховый Спас
29 августа — третий Спас, Ореховый, или Хлебный, — праздник в честь Перенесения Нерукотворного Образа Христова из Эдессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.
По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое, причем прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (Эдесса — город на юго-востоке современной Турции) Авгарь страдал от неизлечимой страшной болезни. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик. Авгарь, увидев лик Христа, получил исцеление. В Х веке плат с ликом Христа был перенесен из Эдессы в Константинополь, в память о чем был установлен церковный праздник, совпавший по времени со сбором урожая хлеба и орехов.
Хлебный Спас напоминает еще и о том, что когда-то Таганрог был самым хлебным городом не только России, но и всего мира: ведь именно через наш порт русская пшеница вывозилась в Европу. Что же касается фруктов и грецких орехов, — они у нас, у таганрожцев, и сейчас в буквальном смысле слова лежат под ногами.
Получив хороший урожай, его часть наши предки несли в храм – священникам и церковнослужителям — как знак благодарности Богу. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с ветхозаветных и языческих времен.
Спасы всегда были и остаются любимы во всех русских деревнях и селах, а в казачьих станицах – в особенности. Кроме того, Спасы тесно связаны с поминовением умерших и погибших.
Все эти дни, две недели Успенского поста (с 14 по 27 августа), посвящены еще и памяти Пресвятой Богородицы. А 28 августа — праздник Успения Божией Матери.
Подготовил Антон САХНОВСКИЙ, фото автора (из архива)








