Ученые из Таганрога — сотрудники кафедры менеджмента и инновационных технологий Института управления в экономических, экологических и социальных системах ИТА ЮФУ решили исследовать тему кухни Дона и ее значение для местного населения. Они провели опрос жителей Ростовской области разного возраста и социального положения.
Общепит дончанам не чужд
Так, представители ИУЭС ЮФУ выяснили, что в рестораны и кафе не ходят лишь 14,5% опрошенных, при этом заведения быстрого питания не пользуются авторитетом у 29,8% респондентов. 35,5 % опрошенных заявили, что, хотя бы раз в неделю, а по возможности чаще, посещают кафе и рестораны.
- Можно отметить, что в Ростовской области сформирована культура посещения заведений общественного питания, население активно пользуется их услугами вне зависимости от социального статуса, пола и возраста, — отметили исследователи.
Подобное неравнодушие к заведениям общественного питания связано с разнообразностью предлагаемого меню. Что же предпочитают жители региона?
Традиции или авангард: что предпочитают жители региона
Очевидно, что вкусовые предпочтения у столь разнообразной выборки исследуемых значительно отличаются. В связи с этим был задан вопрос, предполагающий выбор ответов, лидирующие позиции были отданы:
- традиционной кухне (57,3%);
- национальной кухне (40,4%);
- сытной еде без изысков (40,4%);
- здоровому сбалансированному питанию (28,7%);
- авангардным вкусовым сочетаниям и смелым экспериментам (19,9%);
- смелым экспериментам с вкусом еды (17%).
Как отмечают исследователи, в рейтинге предпочтений прослеживается явно консервативный взгляд опрашиваемых при формировании своего рациона, однако, интересно, что на вопрос о готовности продегустировать новые блюда только 15,1% отказались. 34,3% опрошенных подтвердили готовность попробовать нетривиальные сочетания, а 50,6% респондентов могут попробовать новые кулинарные изыски, но без авангардных вкусов.
- Полученные результаты подтверждают тот факт, что население нашего региона позитивно настроено относительно новинок как собственной гастрономической культуры, так и заимствований у соседствующих национальных общин, — выяснили представители ИУЭС ЮФУ.
Еда как досуг: новые форматы для бизнеса
Например, совместная деятельность по приготовлению какого-либо кулинарного блюда может расцениваться как вариант терапии с одной стороны, как способ получения новых навыков – с другой. Подобный формат организации досуга не заинтересовал лишь 24,4% опрашиваемых. Остальные восприняли эту возможность с воодушевлением, предложив следующие варианты мероприятий, в которых хотели бы принять участие:
- кулинарный мастер класс «под присмотром шефа» (60,8%);
- гастрономические лекции-дегустации (45%);
- литературное кафе с классиком (35,7%);
- детские мастер-классы (31,6%).
Оценивая сферу ресторанного бизнеса, можно обратить внимание на ниши, которые имеют потенциал к активному развитию.
- Бесспорно, некоторые из этих направлений реализуются в заведениях общепита, но на текущий момент не представлены в широком формате. Учитывая благосклонность жителей региона к новым предложениям, имеет смысл обратить внимание на возможность разнообразить варианты гастрономического туризма, — советуют исследователи.
Сам себе кулинар: традиции меняются
По мнению исследователей, один из актуальных вопросов современности: готовить самостоятельно еду дома либо довериться профессионалам и заказать готовую пищу — решается большинством опрашиваемых в пользу последнего варианта.
Только 25,6% респондентов никогда не заказывали готовую еду, занимаясь процессом ее создания самостоятельно. При этом приготовление пищи для респондентов является не только обязанностью (так ответили 50%), но и способом творчества (37,2%), работой (35,5%); хобби (26,2%), а также способом медитации (20,3%).
- Полученные ответы иллюстрируют особый творческий подход к приготовлению кулинарных блюд у значительной части опрошенных, — подытожили ученые Таганрога.
Оливье, заливное или селедка под шубой: чем порадует дончан новогодний стол
В канун Нового года исследователи не удержались и задали главный вопрос: какое коронное блюдо на праздничном столе будет радовать гостей и домочадцев.
Лидирующее место в ответах респондентов занимает традиционный салат «Оливье» (32,3%), горячие блюда чаще всего представлены дичью и птицей (12,3%), сладости в новогоднюю ночь не столь популярны у жителей региона, а вот рыбные блюда в виде салатов и горячих будут на столе у 19,3% жителей.
Помимо классических блюд, можно выделить отдельные гастрономические изыски: экзотические салаты, манты, ростбиф, веллингтон, фрикасе, шашлык, бишбармак и другие.
- Подобное разнообразие описываемых блюд свидетельствует, с одной стороны, о готовности населения потратиться на организацию застолья, открытости к кулинарным экспериментам. Но, несмотря на это, нерушимым остается факт, подтверждающий домовитость донских хозяек, их умение хранить гастрономические традиции, — сделали выводы исследователи.
По материалам пресс-центра ЮФУ, инфографика ЮФУ, изображение от Freepik