С 14 по 16 ноября в Санкт-Петербурге проходил VIII Международный культурный форум. Директору Таганрогского художественного музея, заслуженному работнику культуры Российской Федерации Тамаре Пугач посчастливилось быть в числе 35 тысяч его участников. Сегодня Тамара Фёдоровна делится с таганрожцами своими впечатлениями.
- Нынешний форум в северной столице заслуженно признан культурным событием мирового уровня. Это, должно быть, приятно его организаторам и участникам?
- Ежегодно с 2012 года это культурное мероприятие привлекает сотни деятелей культуры разных стран и континентов, тысячи экспертов в области культуры, звезд театра, оперы, балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, директоров музеев, библиотек, представителей власти и бизнеса. Организаторы форума — Правительство РФ, Министерство культуры Российской Федерации и правительство Санкт-Петербурга.
Да, значимость подобных событий трудно переоценить. В форуме приняли участие представители 91 страны. За три дня было проведено 350 мероприятий. Многие медийные персоны выступили модераторами на деловой площадке: Борис Эйфман, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Вячеслав Полунин, Михаил Швыдкой, Николай Цискаридзе… Знаковой персоной нашей деловой площадки был, конечно же, Михаил Пиотровский.
- Главная тема форума — «Культурные коды в условиях глобализации» на первый взгляд может показаться несколько пафосной.
- Идея вполне понятна – как сохранить национальную самобытность культуры в глобальном мире, а это действительно очень непростая задача, но при этом быть полностью открытым миру. Ведь основа любой культуры – национальное самосознание, отражающее историю народа и видение будущего. В условиях стремительной глобализации национальные культурные коды позволяют поддерживать идентичность каждого народа и вместе с тем создавать новую культурную реальность, которая соединит в себе многообразие и уникальность. Изучение новых культурных кодов современного общества, где границы практически едины, а коммуникации универсальны, даст нам представление о том, каким будет общество в будущем.
- На открытии форума выступил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, назвавший его участников «представителями уникального сообщества людей», которое не одно тысячелетие через искусство, через культуру дает ответы на самые насущные вопросы.
- Да, безусловно, искусство — великая сила. И форум еще раз дал возможность это прочувствовать. Участники не только представляли свои работы, но и, самое главное, общались, размышляли вместе, спорили.
Что касается музейных проблем, на форуме поднимались три вопроса: безопасность музейных коллекций, инвестиционная привлекательность и креативность. В каждом регионе, субъекте Федерации отношение к музейному делу разное, и направления музейной политики тоже разные. Общаясь с коллегами, мы отметили, что практически никто не мог похвалиться тем, что у них увеличились выставочные площади, как у нас, а также таким вниманием к проблемам культуры со стороны губернатора и областного министерства, которое мы ощущаем и очень ценим.
С директором Воронежского музея мы договорились о совместном выставочном проекте к юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Очень важный вопрос подняла в своем выступлении президент Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина Ирина Антонова, осудив порочную практику не представлять в течение десятилетий широкой публике удивительные произведения из собраний своих музеев. Корифей музейного дела подчеркнула, что появление в нашей стране после войны такого большого количества художественных музеев стало возможным только благодаря передаче картин из центральных музеев в провинцию, чтобы показать талант русских и зарубежных мастеров живописи. А сейчас некоторые произведения за всю свою историю существования, как говорится, не видели света.
Даже на примере Таганрогского художественного музея, который часто не случайно называют «Малой Третьяковкой», видно: уникальность коллекции обусловлена тем, что в разные годы различными путями сюда поступали шедевры живописи из Санкт-Петербурга, из Академии художеств, Русского музея, Третьяковской галереи… Они и составили ядро наших собраний.
- Может быть, частично смягчить проблему «затворничества» шедевров помогут выставочные проекты?
- Да, это хороший формат популяризации произведений изобразительного искусства. В этом году Таганрогский художественный музей принял участие во втором масштабном проекте на главной выставочной площадке страны — в Московском Центральном Манеже, где 4 ноября открылась выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», посвященная 75-летию Великой Победы. Среди 150 произведений из 42 музеев 27 регионов страны достойное место занимает и картина Калинина «1941 год» из собрания ТХМ.
- Обсуждался ли в ходе работы форума проект Федерального закона «О культуре»?
- 250 специалистов из министерства культуры провели комплексное исследование всех музеев — столичных, муниципальных, региональных — за прошедший год и выступили с деловым аналитическим обобщением «Барьеры и возможности развития музейного дела в России». Это концепция развития музейного дела в РФ до 2030 года, основные материалы которой могут лечь в основу ФЗ «О культуре».
- Отмечалось, что за последние пять лет в стране наблюдается музейный бум — посещаемость музеев выросла в 2,5 раза. То есть количество по-прежнему остается основным критерием. А может всё-таки лучше меньше, да лучше…
- К сожалению, этот бум сегодня наблюдается в основном в столичных музеях. А провинциальным приходится прикладывать массу усилий для привлечения посетителей. И нам важно не столько количество, сколько интерес людей. Они начинают понимать, что в музеях не скучно. Надеемся, что новый закон о культуре учтет озабоченность музейного сообщества многими проблемами. Например, необходимость отходить от понятия «музейная услуга». Значение музея гораздо шире. Это не столько культурно-просветительское, сколько научно-исследовательское учреждение. Знакомство с подлинными предметами и полотнами, погружение в эпохи и культуры меняет психологию восприятия музея и событий у детей и взрослых, воспитывает тот самый патриотизм и чувство гордости за страну, которые не дадут никакие гаджеты и виртуальные 3D. И соприкосновение с искусством должно быть доступно там, где ты живешь и есть возможность часто посещать свою «Малую Третьяковку». Если родители не привели ребенка в музей, чтобы он больше узнал об истории страны, соприкоснулся с великим искусством, об этом должны позаботиться мы. Поэтому сегодня мы разработали целевые программы мероприятий для воспитанников детских садов, школьников, студентов, людей разного возраста.
- Тамара Фёдоровна, понятно, что за три дня невозможно было везде побывать, всё увидеть… Но что-то всё-таки удалось?
- Порадовали многие интересные выставки. А еще — интересные дискуссии. Не смогли мы пройти мимо площадки, на которой шел горячий спор по вопросу, стоит ли сохранять старую архитектуру Санкт-Петербурга. По мнению московских архитекторов, не стоит, так как реставрационные проекты очень дорогостоящие и реставрация каждого памятника архитектуры обойдется в сотни миллионов долларов. Лучше всё разрушить и построить новые. Но, надеемся, здравый смысл восторжествует.
- Не могу не коснуться еще одной темы — кражи в музее Дрездена коллекции стоимостью миллиард долларов. Вы говорили, что одним из главных вопросов форума стала безопасность музеев. Что здесь не срабатывает?
- Конечно, если в музеях такого уровня происходят столь ужасающие вещи, то, безусловно, все остальные тем более находятся в зоне риска. Но предпринимаются все усилия, чтобы этого не случилось. Выделяются средства. У нас организованы три рубежа безопасности охраны. Те, кто посещал наши фондохранилища в «Ночь музеев», могли увидеть, как хранятся произведения, как обеспечена их безопасность. Однако эта проблема была и остается важной для музейщиков.
- Спасибо, Тамара Фёдоровна, за интервью. Удачи вам и процветания «Малой Третьяковке» — Таганрогскому художественному музею.
Беседовала Елена Чехова, заслуженный работник культуры РФ.