Таганрогский пединститут отмечает юбилей

Таганрогский пединститут отмечает юбилей

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), который в городе все знают как пединститут, в эти дни отмечает круглую и славную дату своей работы – 65-летие со дня основания.  Сегодня институт по-прежнему успешно развивается, занимается серьезными проектами, научной деятельностью и готовит профессионалов высокого уровня.

Элита интеллигенции и педагогических кадров

Таганрогский институт имени А.П. Чехова — один из признанных лидеров педагогического образования Донского края, да и всего юга России. Институт ценят и поддерживают ректорат головного вуза – ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», администрация города Таганрога, региональное министерство общего и профессионального образования, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, которое определяет контрольные цифры приема абитуриентов. Например, в этом году зафиксирован существенный рост приема на бюджетные места по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки». И набор выполнен на сто процентов.
Благодаря успешному взаимодействию с субъектами системы образования Таганрога и других муниципалитетов Ростовской области у выпускников ТИ им. А.П. Чехова довольно высокий уровень трудоустройства.

  • Сегодня учиться к нам приезжают выпускники школ буквально из каждого муниципалитета Ростовской области, много представителей Краснодарского края, есть студенты и из других регионов, – отмечает Андрей Юрьевич Голобородько, директор института, депутат городской Думы.

Таганрогский педагогический институт, ставший наследником Таганрогского учительского и Новочеркасского педагогического институтов, функционирует в нашем городе с 1955 года (с 1997-го – Таганрогский государственный педагогический институт, с 2011-го – Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова). Преподавательский состав изначально получил весомую «подпитку» выпускниками ряда ведущих московских и ленинградских вузов, что позволило образовать уникальный кадровый состав, элиту интеллигенции и педагогических кадров, которая обладала колоссальными энциклопедическими знаниями, особой одухотворенностью и любовью к своему делу.

  • Мы понимаем, что до нас здесь, в нашем институте, работали замечательные люди, всегда царила атмосфера труда, самоотдачи и любви к родному вузу. Поэтому сегодняшний наш главный принцип — уместное и гибкое сочетание традиций и новаций. Конечно, меняется социальный и политический контекст, появляются новые векторы развития системы высшего образования, и мы постоянно ищем гармонию, смысловые нити связи между тем, что было, есть сейчас и будет завтра. Вокруг этого и строит работу наш уникальный дружный коллектив, — рассказывает Андрей Юрьевич.

Увереннее, чем вчера

В Таганрогском институте имени А.П. Чехова уделяется особое внимание выстраиванию отношений открытого и конструктивного диалога по разным «линиям коммуникации»: регулярно проводятся заседания Ученого совета, Научно-экспертного совета, совета по качеству образования; активно развивается деятельность органов студенческого самоуправления, например, институт студенческих деканов. Эта атмосфера взаимного доверия и ответственности позволяет не только сохранить, но и в значительной степени усилить позиции и в сфере образовательной политики, и в области научно-исследовательского поиска, и в контексте воспитательной работы. Например, сегодня на базе института реализуется 13 грантов ведущих российских фондов, ученые института работают и в рамках международных научных коопераций, успешно функционируют не только педагогические факультеты, но и учебные структурные подразделения, осуществляющие подготовку специалистов в области менеджмента, экономики, юриспруденции, туризма.

Согласно результатам мониторинга эффективности деятельности вузов, институт по итогам прошлого года продемонстрировал положительную динамику по всем показателям: образование, наука, финансово-хозяйственная деятельность, развитие инфраструктуры, кадровая политика. Обеспечен рост числа обучающихся в институте — преодолена отметка в пять тысяч человек.

Есть хорошие сигналы, которые позволяют коллективу чувствовать себя увереннее, чем вчера, они в том числе продиктованы рядом аспектов государственной образовательной политики.

  • Сегодня на самом высоком уровне осознается необходимость в повышении качества подготовки учителей – специалистов высокого уровня, ориентированных как на учет великого наследия отечественной педагогики, так и на генерирование новых идей и смыслов педагогической деятельности в условиях значительных изменений среды многообразных цифровых коммуникаций ребенка… Кроме того, ощущается «дуновение» ожидаемых нами «ветров» в контексте изменения статуса и повышения престижа педагогической деятельности, — отмечает Андрей Юрьевич.

 И очень важно, что мы, наконец, начали уходить от активного использования на различных уровнях организации и регламентирования образовательной системы формулировки «образовательные услуги», возвращаясь к осмыслению образования как общественного блага, основы формирования человеческого потенциала, важнейшего фактора развития общества и государства.

Как известно, в конце августа на заседании Госсовета Президент России Владимир Путин анонсировал, что 2023 год станет в нашей стране Годом педагога и наставника, что сопряжено и с возможностями дополнительного финансирования системы высшего педагогического образования. Хотя необходимо признать, что в последнее время Таганрогский институт имени А.П. Чехова получает всё более весомую поддержку, в частности, Министерства науки и высшего образования РФ, например, в области развития и модернизации социальной инфраструктуры.

В прошлом году при активном содействии ректората головного вуза – РГЭУ (РИНХ) за счет целевых средств министерства осуществлен ремонт столовой; в этом году министерство поддержало обращение в части финансирования работ в рамках комплексной реконструкции общежития института и с реализацией ряда программ, которые будут направлены на повышение качества высшего педагогического образования. Эти перспективы означают и необходимость повышения ответственности коллективов педагогических вузов за результат.

Наследие и проекты

У института существует великое наследие. Это и значительные достижения выдающихся педагогов и ученых, в разные годы работавших в вузе, прославивших его далеко за пределами Ростовской области и Юга России (широко известны имена Петра Чеснокова и Лилии Чесноковой, Галины Инфантовой, Владимира Селюнина, Александра Середы и многих других), и успехи авторитетных российских ученых и преподавателей, продолжающих плодотворно трудиться в институте (Александр Викторович Федоров, Виталий Владимирович Попов, Яков Евсеевич Ромм, Александр Иванович Жорник, Владимир Иванович Божич, Галина Тихоновна Поленова), и достижения выпускников. Это замечательные люди, профессионалы с большой буквы, добившиеся признания в науке, образовании, культуре, работающие в федеральных, региональных, муниципальных органах власти: первый заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области Андрей Фатеев, заместители главы администрации Таганрога Роман Корякин и Ирина Голубева (Ирина Валериевна входит в замечательную плеяду руководителей нашего института, она возглавляла вуз в 2010-2016 гг. и успешно продолжает сейчас научно-педагогическую деятельность), руководители городских управлений образования и культуры (Ольга Морозова, Елена Шелухина), депутаты городской Думы Валерий Селиванов, Владимир Лаптев, руководители органов управления образования большого числа муниципалитетов Ростовской области, работники и руководители сферы науки и высшего образования (Михаил Кравченко — проректор Ростовского государственного университета путей сообщения, Анастасия Левицкая — проректор Таганрогского института управления и экономики).

Важные тенденции последнего времени в жизни института — знаковые победы старшекурсников и выпускников в престижных международных конкурсах и грантовых программах, позволяющие принимать участие в реализации очень важных и для их профессионального развития, и в контексте укрепления культурного «мягкого» влияния России за рубежом программ продвижения русского языка (Венгрия, Франция, Австрия, страны СНГ) и сохранения исторической памяти (по линии побратимских связей Таганрог — Люденшайд), а также примеры стремительного карьерного роста недавних студентов, проходящих за два-три года путь от начинающего учителя до, например, директора школы…

  • У нас можно получить действительно хорошее профессиональное образование, мы обеспечиваем условия для качественного обучения и воспитания молодежи, ни на секунду не останавливаясь в стремлении развиваться. У нашего института великое прошлое, интересное настоящее и прекрасное будущее, в которое мы смотрим с оптимизмом, поскольку профессия учителя позволяет человеку оставаться молодым, быть в авангарде самых смелых и перспективных проектов не только нашей страны, но и всего мира. Такая работа одухотворяет, дает возможность раскрываться самым ценным человеческим качествам, дарит добро и позволяет быть счастливым в самом широком смысле этого слова, — подчеркивает Андрей Юрьевич. 

Марина ДАРЕНСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content