Вот уже более года при таганрогском Свято-Никольском храме действует керамическая мастерская, созданная при поддержке Фонда президентских грантов. С первых дней работы мастерской в ней, помимо остальных, занимаются дети, подростки и молодежь с ограниченными возможностями здоровья.
С сентября 2020 года совместно с автономной некоммерческой организацией «Луч Надежды» мастерская «Адама» реализует проект «Живая глина», в рамках которого организованы занятия по глинотерапии и керамическому мастерству. Вместе с мастерами-керамистами в проекте принимает участие психолог Ирина Козубова, она согласилась поделиться своими наблюдениями:
- В проекте «Живая глина» участвуют ребята из Таганрогского дома инвалидов, психоневрологического интерната, а также из обществ «ВОРДИ», «Мы есть», «Преодоление». Каждый из детей со своими особенностями и каждый нуждается в особом внимании. С учётом их уникальности, на основе наблюдений и тестирования были разработаны программы занятий.
Результаты стали очевидны уже после нескольких занятий с глиной. Ребята с ментальными и физическими особенностями, замкнутые и малообщительные, начинают приятно удивлять. В процессе занятий происходит общение между мастерами и учениками, снимаются мышечные зажимы, внутренние эмоции, которые невозможно было высказать и показать, проявляются в работах из глины. У ребят улучшается эмоциональное настроение.
К примеру, Анечка, одна из воспитанниц Дома инвалидов, была слабо мотивирована на какие-либо занятия. Фокус внимания — 5-10 минут, потом всё надоедало и она уходила. Занятия с ней начинались с простого разминания глины за компанию с другими ребятами. После нескольких занятий она начала проявлять интерес к работе, стала более осознанной, ждала каждого урока с мастером. Её первые успехи – вазочка для мамы и мисочка. А кроме этого Анечка стала увлекаться мозаикой, раскрашиванием картинок, то к чему раньше не проявляла интереса. И это только начало.
Другой пример — очень талантливый мальчик Костя. Его гиперактивность не давала покоя ни маме дома, ни учителям в школе. Однако занятия в глиняном поле – одна из техник глинотерапии — помогли Косте. Он стал более сосредоточенным, спокойным, улучшилась успеваемость. Делает очень красивые работы из глины. Стал рисовать, чего раньше не делал. Его рисунок даже взяли на школьную выставку.
Занятия проводятся также с ребятами со слабым зрением. Для них результат очень важен. Сделанные работы получили признание среди сверстников и близких взрослых. Это повысило их самооценку, способствовало развитию коммуникации. Кроме занятий лепкой и в глиняном поле ребята занимаются дыхательной гимнастикой для того, чтобы успокоиться, сосредоточиться на работу, пальчиковой гимнастикой – чтобы расслабить кисть, подготовить ее к работе.
У ребят, которые занимаются уже год в мастерской, заметны значительные успехи. Они делают достаточно хорошие работы. Вместе с этим также наблюдается снижение тревожности, улучшились навыки коммуникации, разговорная речь, повышается мастерство, развиваются творческие навыки, они уже могут раскрашивать свои работы, декорировать, предлагают творческие идеи.
Название проекта «Живая глина» полностью оправдывает себя. Все участники ждут новых позитивных открытий в себе.
Александра КАЛИНСКАЯ