«Скрипачи родины Чехова» — новый коллектив Таганрога

Названный так творческий коллектив появился на свет месяц назад, успев покорить Таганрог и Ростов-на-Дону. Создатель и руководитель ансамбля – заведующий струнно-смычковым отделением Таганрогского музыкального колледжа Павел Ярославович Петров.

Он родился и вырос в Ростове, где окончил музыкальную школу имени Михаила Фабиановича Гнесина, класс Галины Николаевны Багдыковой, Ростовское училище искусств, Ростовскую консерваторию имени Сергея Васильевича Рахманинова. В консерватории учителем Павла Петрова стал профессор Соломон Борисович Куцовский — ученик Петра Соломоновича Столярского, основавшего в Одессе в 1933 году первую в СССР специализированную музыкальную школу для одаренных детей (среди учеников Столярского — Давид Федорович Ойстрах — первая скрипка Советского Союза).

4 ноября класс Павла Петрова побывал в первой и последней в минувшем ковидном году гастрольной поездке. В Ростове-на-Дону Павел Ярославович и его ученики приняли участие в концерте «Музыкальное приношение нахичеванской династии Багдыковых», который проходил в концертном зале Областного краеведческого музея. Организатор и ведущая концерта, профессор консерватории Наталия Алексеевна Мещерякова, оценив достойный уровень юных скрипачей из Таганрога, предложила Петрову выступить в областном центре самостоятельно – силами своего класса.

«Скрипачи родины Чехова» свою программу начали готовить 6 января. Дебют состоялся 16 января в концертном зале Областного краеведческого музея. После чего прошли еще три концерта в Таганроге: в Чеховской гимназии, в новом здании Художественного музея и в музыкальном колледже.

После выступления в музыкальном колледже Павел Ярославович Петров рассказал «Таганрогской правде» о системе Столярского, о том, как он её использует в современных условиях, о музыкальных особенностях родины Чехова.

Столярский считал, что дети в ансамбле должны уметь играть в унисон. Наши дети – умеют и вы в этом сегодня сами убедились, — без ложной скромности признал маэстро. — В сольном репертуаре главное – работа над звуком. На скрипку стараются брать детей с особенно тонким слухом. Чтобы ребенок мог повторить звучание, тембр струны. У скрипача должна быть особая нервная система. Очень важно научить его слушать самого себя со стороны. После того, как он этому научится, — весь процесс обучение начинает идти гораздо быстрее. Не так, чтобы педагог подсказывал: «Выше-ниже». Я этим вообще не занимаюсь: это – «сизифов труд». Можно и нужно «поставить» руки.

  • Остальное – это приспособляемость человека, который берет в руки инородные тела. Я разделяю мнение педагога нашего отделения Натальи Константиновны Бронзовой, которая говорит, что мы, по сути дела, играем одновременно на двух инструментах: смычок – это тоже инструмент. И нужно приловчиться. В ХХ веке была десятка выдающихся скрипачей. Сейчас можно поставить их записи, — и эти музыканты узнаваемы. Нынешних замечательных, самых известных скрипачей узнать практически невозможно. Ицхак Перлман в интервью сказал: «Три года я «болел» Ойстрахом, потом пять лет – Хейфецом.» Нужно «заболеть» звуком! И не бояться подражать! Но подражать выдающимся музыкантам. Все дети, которые сегодня выходили на сцену, подвержены этой «заразе».

Как отметил педагог, игра в ансамбле не входит в учебную программу колледжа:

  • Есть оркестр, который ведет Николай Николаевич Шмелев. Наш ансамбль – наш эксперимент, наша инициатива. Говорят, инициатива наказуема. Но, судя по тому, как нас принимают, наказывать нас, думаю, не за что.

Из четырех данных концертов самым важным был состоявшийся в музыкальном колледже. По единодушному мнению, он удался.

  • Сегодня было неподдельное волнение, — признался музыкант. — Потому что эта сцена – очень ответственная. Зал здесь – благодатный. И благодарный. Когда есть, за что благодарить. Публика, которая собирается в этом зале, это – профессиональные музыканты. Таганрог вообще – особенный город: мне есть, с чем сравнивать.

До приезда в Таганрог Павел Петров проживал и работал в Ростове и Новочеркасске. В его переезде в наш город немалую роль сыграла таганрогская пианистка Юганда Авакова, преподаватель и концертмейстер музыкальной школы им. П. И. Чайковского.

  • Меня здесь принял на работу директор школы имени Чайковского Виктор Федорович Скворцов, — делится Павел Ярославович Петров. – Я ему очень благодарен. То, что я работал в этой легендарной школе, для меня – великая честь. Эта школа не просто – из числа старейших во всей стране. Она – одна из лучших в России; а то, что лучшая в Ростовской области, — признано на всех уровнях. В том, что это действительно так, я убедился на первом же концерте преподавателей.

По словам создателя ансамбля «Скрипачи родины Чехова», его консерваторский учитель, профессор Куцовский, говорил: «Играть нужно убедительно». Ученики Петрова этот завет выполняют.

28 февраля в Ростове состоится международный конкурс «Вдохновение», на который приглашены и ученики Павла Ярославовича Петрова. Пожелаем им вдохновения и удачи! И убедительности!

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content