Вам знакомо чувство раздражения, когда вы торопитесь на работу или учебу, а маршрутки всё нет и нет? Приходится вызывать такси, переплачивать и невольно «костерить» водителей на чем свет стоит. Правда, далеко не всегда проблема заключается в них, пробках или погодных условиях. Порой она глубже, чем кажется на первый взгляд.
В этом представители прессы смогли убедиться, наблюдая за рейдом, который провели специалисты отдела транспорта городской администрации, Ространснадзора и ГИБДД. Его цели — проверка подвижного состава и выполнение требований контракта водителями и перевозчиками.
Мы останавливались на конечных станциях «напряженных» маршрутов, засекали время и указывали в протоколе, как долго нет автобусов и сколько их на рейсе. Были проверены несколько маршрутов (№№ 2, 5, 15, 60 и 74). И выяснилось, что на маршруте № 2 критически не хватает автобусов, случаются сбои на 60-м, а 15-й и вовсе не работает.
Последствия нестабильных рейсов наглядно очертил заместитель главы администрации Таганрога по вопросам транспорта и дорожного строительства Дмитрий Беликов: «Понимаете, на маршрут перестают выходить люди, и он теряет актуальность». Действительно, весьма сомнительное «удовольствие» для пассажиров – подолгу ждать на остановках автобус, который неизвестно когда приедет…
Чтобы наладить график на таких маршрутах, приходится собирать доказательную базу и применять санкции к компании, которая не выполняет требования контракта. Несоблюдение его условий грозит финансовыми потерями для предприятий: разрывом контракта, попаданием в реестр недобросовестных поставщиков и невозможностью заключать новые контракты по текущей деятельности в ближайшее время.
Проблемы в работе транспортной системы – что называется «с бородой». Это несоблюдение графиков, гонки между водителями разных перевозчиков (до четырех на маршруте!), состояние дорог и прочее. Необходимы были кардинальные меры, позволяющие решать вопросы комплексно. Ряд мер уже принят. Один из шагов — создание новой структуры, объединяющей отдел транспорта и управление капитального строительства, она называется управлением транспорта и дорожного строительства. Ее функции: развитие транспортной системы Таганрога, строительство новых дорог и реконструкция старых, управление транспортной инфраструктурой, а также развитие водного транспорта.
Некоторые пункты плана уже получилось реализовать: впервые за 12 лет с нового года заключены долгосрочные контракты с транспортными предприятиями на перевозку пассажиров. Усилена контрольная функция управления транспорта и дорожного строительства за выходом подвижного состава, а также с целью обеспечения безопасности транспорт более не будет останавливаться по требованию. Это позволяет избежать ситуаций, когда пассажиры отвлекают водителя. Список остановок еще дополняется и редактируется с учетом требований и пожеланий работников промышленных предприятий. Утвержденная регулируемая система тарифов проезда, как пояснил Дмитрий Беликов, позволяет увеличивать цены не чаще раза в год, что повышает контроль над системой оплаты.
Обновлений ожидается много. Например, отслеживание геолокации общественного транспорта при помощи электронного справочника 2ГИС. Эта функция тестировалась примерно на 20% автобусов и в скором времени распространится на остальные. Кроме того, раз определены остановки «маршруток», их нужно должным образом оборудовать, и это важная задача муниципалитета. А еще в скором времени на дороги города должны выйти первые электробусы.
Есть и маршруты, которые пока не функционируют — на них не найден исполнитель. Поэтому временно созданы комбинированные рейсы: вместо № 3 – №№ 17 и 19, вместо № 7 – № 73б, вместо № 9 – короткий рейс № 6в, а вместо № 58 – продленные №№ 19 и 30.
- Таганрог по транспорту «завис» в девяностых годах. Я говорю об этом, опираясь на сравнение с другими городами области, – прокомментировал Дмитрий Беликов. — И «перезагрузка» транспортной системы, уверен, позволит справиться со многими проблемами, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Ксения ШЛЯХОВА, фото Анатолия Ивашова