Оптимальный вариант организации собственного бизнеса для начинающего предпринимателя – это покупка готовой концепции, поэтому франшизы от именитых брендов неуклонно набирают популярность.
Что такое франшиза
Франшиза – это предоставление прав на использование бренда, бизнес-модели, технологий, корпоративного стиля. Иными словами, покупатель, выбравший актуальные франшизы на businessmens.ru, получает отличный шанс быстро раскрутить свой бизнес под именем хорошо известной потребителям торговой марки. Владельцу последней необходимо будет уплатить так называемый паушальный взнос и заключить с ним франчайзинговый договор.
Что получают продавец и покупатель франшизы
Продавца франшизы принято называть франчайзером, а покупателя – франчайзи.
Итак, франчайзер может рассчитывать на:
- обретение инструментов для расширения бизнеса;
- получение финансовой прибыли и новых ресурсов для дальнейшего развития своего бренда;
- открытие филиалов компании в еще не охваченных ею регионах.
Франчайзи от такой сделки получает не меньшие преимущества. К основным из них можно отнести:
- финансовую модель;
- товарный знак;
- получение эксклюзивных прав на использование известного имени бренда;
- консультации по запуску бизнеса;
- стратегию маркетинга;
- нарабатывавшийся годами опыт торговой марки.
Преимущества и недостатки франшизы для каждой из сторон
Подписывая договор франшизы, как покупатель, так и продавец стремятся извлечь из сделки максимум выгоды. Для достижения желаемого обе стороны должны быть честными друг с другом, понимать и выполнять взятые на себя обязательства, вкладывать в бизнес время и деньги. При условии полного взаимопонимания между франчайзером и франчайзи ощутимые преимущества получает и та, и другая сторона.
Франчайзи получает:
- готовый, тщательно проработанный бизнес-план, который уже реализован на рынке и реально работает;
- право на использование имени известного, узнаваемого бренда. Фактически, бизнес, запускаемый франчайзи, становится частью бренда, который уже наработал свою потребительскую аудиторию. Малознакомые на рынке торговые марки зачастую также предлагают франчайзи готовую концепцию, но покупателей товаров или услуг придется искать самостоятельно;
- обучение и консультации. Франчайзеры заинтересованы в быстром развитии бизнеса партнера, поэтому готовы оказать ему всяческую помощь и поддержку: обучение, помощь в наборе персонала, нахождении помещения под офис, склад, магазин и т.д.;
- рекламу и маркетинг, готовый план маркетингового развития;
- надежных, проверенных поставщиков и контрагентов;
- уже разработанные и внедренные автоматизированные системы, программы, сервисы, не требующие дополнительных капиталовложений;
- поручительство при получении предпринимательского кредита.
Есть у франшизы и определенные недостатки для франчайзи:
- необходимость выплаты единовременного паушального взноса и роялти (ежемесячных отчислений) с прибыли;
- необходимость соблюдения определенных правил и стандартов, диктуемых франчайзером. Это товарные рамки, ценовой диапазон и т.д. У известных брендов таковых оказывается гораздо больше, чем у малознакомых;
- вероятность не продления договора после его окончания в случае возникновения разногласий между сторонами;
- возможность банкротства франчайзера, которое чревато потерей прав франчайзи.
Определенные преимущества и недостатки франшизы имеются и для самого франчайзера.
К преимуществам можно отнести:
- возможность увеличения оборота товаров, получения дополнительной прибыли при минимуме усилий (однако полностью отстраняться от контроля за новой торговой точкой франчайзеру нельзя);
- расширение бизнеса;
- рост узнаваемости бренда;
- снижение конкуренции;
- дополнительный маркетинговый опыт на новых рынках сбыта.
Среди недостатков франшизы следует упомянуть:
- риск потери репутации из-за ошибок, совершенных неопытным франчайзи;
- необходимость создания эффективной системы автоматизации точек партнеров, без которой невозможно получение важной и достоверной информации об их текущей деятельности;
- возможность возникновения управленческих проблем и снижения скорости роста бизнеса;
- необходимость обучения персонала партнера и регулярного предоставления консультативных услуг.
Таким образом, определенные риски существуют для каждой из сторон. Но при честном, грамотном и добросовестном отношении франчайзера и франчайзи к общему бизнесу выгоды франшизы представляются очевидными.