Повелители огня и металла из Таганрога

Повелители огня и металла из Таганрога

Кузнец – одна из древнейших известных профессий. Без преувеличения можно сказать, что основы нашей цивилизации созданы руками кузнецов. И недаром не только в России, но и во всем мире самыми распространенными являются фамилии, этимологическое происхождение которых связано именно с занятием кузнечным делом. С тех пор, как человек научился обрабатывать металл, прошла не одна тысяча лет. Ремесло кузнеца из жизненно необходимого  даже для маленькой деревеньки превратилось в редкое искусство. Современные кузнецы отошли от производства товаров широкого потребления, спрос на их изделия формируют те, кто ценит эстетическую сторону жизни. В наше время кузнецы-художники должны совмещать накопленные тысячелетиями традиции с ультрасовременными технологиями, разбираться в дизайне, свойствах материалов, уметь комбинировать различные материалы для создания художественного изделия. Другими словами, быть всесторонне развитыми специалистами, которые синтезируют разные грани разных профессий.

В течение последних пятнадцати-десяти лет кузнечество в России переживает настоящее возрождение. Кованые художественные изделия приобрели чрезвычайную популярность, множатся направления и стили, школы и гильдии кузнечного искусства.

Приятно, что в нашем городе также есть свои кузнецы, которые следят за требованиями времени, работают увлеченно, творчески и, как говорится, с душой. Среди таких – Александр Гаркуша, генеральный директор предприятия «ЮГ-художественная ковка». Работы ему заказывают как для наружного, так и для внутреннего дизайна и частные лица, и предприятия.

Интересно, что наш земляк сначала окончил радиотехнический институт. Но высшее образование не помешало ему обратиться к делу, которое заинтересовало его еще с детства. Его родители, инженеры-металлурги работали на комбайновом заводе. Александр часто бывал там. Территория предприятия была приличной, поэтому юноше хватало времени гулять по цехам и присматриваться. Так однажды и забрел в литейный цех.

Зашел – посмотрел, удивился. Интересно стало, понравилось…

Железное дело

Результатом «тяги к металлу», умноженный на врожденный художественный вкус и стремление к самообразованию и творческому росту, стало открытие в 1992 году частного предприятия, состоящего из 3-х человек, арендующей 15 кв.м. на территории Таганрогского комбайнового завода.

За тридцать лет своего существования предприятие переросло в солидную производственную базу с производственным и административно-хозяйственными корпусами, обширной территорией и опытным рабочим коллективом.

Общая площадь кузнечно-сборочного цеха превышает 1000 кв. м. В цехах установлено 8 пневматических молотов, 10 электрических, газовых и угольных нагревательных печей и горнов, всевозможные станки, аппарат плазменной резки, полуавтоматическое сварочное, металлорежущее, термообрабатывающее, окрасочное оборудование отечественного и импортного производства.

В административном корпусе размещены служба маркетинга, дизайнерский, отдел заказов, проектный, производственно-технический отделы, бухгалтерия.

Накопленный опыт, а также большое число довольных клиентов, многие из которых работают с  предприятием уже много лет, позволяет с уверенностью заявлять, что в настоящее время  «ЮГ-художественная ковка», одна из самых сильных компаний в России на рынке художественной ковки.

За все годы работы предприятие сумело осуществить около 11000 успешных проектов.

Многие из них находятся в частных коллекциях по всей России и за рубежом – Франция, Израиль, Италия, США.  Естественно много изделий «прописалось» в Таганроге, Ростове-на-Дону, Краснодаре…

— Главное достояние предприятия «ЮГ — художественная ковка»  – сотрудники: молодые и зрелые, талантливые и энергичные – рассказывает Александр Гаркуша. – Именно их гармоничное взаимодействие позволяет квалифицированно выполнять огромные объемы работ. Все старшие мастера прошли подготовку на профильных немецких предприятиях, минимальный стаж работы в области ковки –12 лет. Шестеро мастеров  – члены Союза кузнецов России.

Предприятие сотрудничает со многими ведущими художниками, архитекторами, дизайнерами Таганрога и Ростова-на-Дону.

«Космический корабль» для Наоми Кэмбелл

Первой художественной работой предприятия стало изготовление ограждения лестницы в здании таможни на Банковской площади на сочинение эскиза и изготовление кованого изделия ушла неделя… В перечне важнейших реставрационных заказов Гаркуши – дворец Алфераки, настоящий памятник архитектуры, где пришлось полностью восстанавливать ворота. Это сложнейшая работа, в которой было задействовано 60 человек. В течение двух месяцев  специалисты изготовили и смонтировали точную копию изделия,  в том виде, в каком оно было прежде.

Еще в реестре сделанного – якорь на Пушкинской набережной, о котором стоит сказать особо. 29 апреля 2011 года благодаря усилиям некоммерческого фонда «Таганрог Исторический» (Александр Гаркуша – член правления) был открыт памятник «Адмиралам и офицерам, морякам Азовской флотилии, строителям первой военно-морской базы России – Таганрога».

Памятник представляет собой огромный старинный якорь парусного боевого корабля, установленный на каменном постаменте. Данный якорь был поднят со дна моря южнее Таганрогского порта в 1996 году и является современником тех событий, памятником которым он служит. Так вот, реставрация якоря – дело рук специалистов данного предприятия.

Вообще в городе практически нет ни одного памятника, исторического объекта, который  не остался без их внимания.

Вот еще одна интересная информация. На «ЮГ-художественная ковка» изготовлена точная копия пальмы, знаменитого в свое время кузнеца Алексея Мерцалова, которая демонстрировалась в 19 веке на выставке в Париже и получила Гран-при. Таганрогская, как и оригинал выполнена из одного куска рельса.

Наши земляки занимаются в основном художественной ковкой. Их изделия можно было встретить на выставках – международных и отечественных и на фестивалях. Неслучайно в активе предприятия более 70 всевозможных наград, оно – четырехкратный  Лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». Сейчас предприятие начало изготавливать оборудование для проведения выставок. Уже были исполнены заказы от Исторического музея, что в нашей столице, на Красной площади, делалось оборудование для выставок «Святая Русь» в Париже и Москве.

В арсенале предприятия  – изготовление кованых заборов, ворот, решеток на окна и балконы, многочисленных бытовых и декоративных изделий, сказочных персонажей…  Между прочим, гарантия на изготовленные изделия –  25 лет. В нее входит целостность основных узлов, сварок и всех видов кованных и сварных конструкций.

— Какая самая лучшая ваша работа? – спрашиваю своего собеседника.

— Как хороший учитель помнит всех своих учеников,так и я помню все свои изделия. Например, из  общественно — значимого: макет олимпийского парка, установленный в Сочи, зеркальный глобус двухметрового диаметра в Цимлянске. Мы гордимся тем, что работали на10 объектах федеральной службы охраны, нами изготовлены самые большие ворота Ростова-на-Дону. Особо не афишируем о своем участие в строительстве «космического корабля» Наоми Кэмбелл в Барвихе, высотой с пятиэтажный дом (кому интересно, что это такое – посмотрите в интернете). В ноябре этого года на телеэкраны страны вышел исторический сериал «Собор». Так вот, все пушки для российской и шведской армий, штандарты, приспособления для зажигания пушек, орудийные ящики были изготовлены на нашем предприятии. Из орудий можно стрелять, они изготовлены с применением новых технологий, достоверно. Как того и требовали исторические консультанты фильма.

Предприятие активно занимается благотворительностью, за свой счет содержит Таганрогский военно-исторический музей.

Металл нужно слушать

— Любая кованая художественная вещь вначале оценивается внешне. Как она смотрится, — утверждает Александр Викторович.  — При этом в кузнечном ремесле самое главное – соединения.

В Таганроге много архитектурно красивых зданий. Идешь по улице, видишь эту красоту — и душа просто летает от восторга…

— К сожалению, не все можно исправить, не все можно восстановить. Наверное, и с точки зрения кузнечного ремесла не все можно сделать?   

— Из металла можно сделать практически все…  Знаете, когда вкладываешь теплоту своих рук в кусок железа, когда пропускаешь все через свое сердце – задуманное изделие напитывается твоей жизненной силой. И получается живым… Любая вещь, которая сделана с душой, живет потом отдельной жизнью. И неравнодушный человек непременно замечает, что здесь сделано на совесть. Мастер старался, не халтурил. И для нас в профессиональной деятельности главное – не халтурить! Чтобы и моим потомкам через многие-многие годы не было стыдно за мою работу.

– Какие качества характера необходимы кузнецу?

– Терпение, усидчивость, трудолюбие и… все-таки капелька таланта. Божий поцелуй, как мы говорим.

– А научиться этому ремеслу можно? Без божьего дара?

– Можно, но тогда это будет поточный товар. Без изюминки. Без души.

…В кузнечном цеху кипит работа. Что-то крутится, тарахтит, грохочет и трещит, в дальнем углу работает сварочный аппарат. Кто-то орудует молотом, кто-то смеется, а кто-то спрашивает у сотоварищей: «Где моя железяка?!». Современные левши перетаскивают готовые изделия, варят, сверлят, шлифуют. Они искренне увлечены делом.

По периметру цеха –  инструмент, заготовки, станки и очень много металла. Вместе с Александром подходим к горну, где весело пляшет огонь. Пламя в печи облизывает лицо, а металл обжигает руки. Здесь с металлом творятся немыслимые метаморфозы.  

Быть в кузнице, писать о труде мастеров ковки и не ударить по наковальне молотом непростительно для журналиста. Прошу своего собеседника дать возможность махнуть кувалдой.

Пламя все больше разгорается, Александр без слов кладет в огонь металлическую четырехгранную метровую заготовку, машет рукой: «Пускай нагревается, я буду рассказывать, а потом попробуете. Хорошо?»

Слушая рассказ, рассматриваю рабочее место кузнеца  – все аккуратно расставлено на свои места. Множество разнообразных и загадочных инструментов и кусков металла создают благожелательную атмосферу. Царит творческий порядок, хотя для себя отмечаю, что странно сочетаются в моей голове слова «творческий», «металл» и «порядок».

– Металл, как и любой другой материал, имеет свою пластику,  – продолжает Александр Викторович, – его надо слушать, и в конечном итоге он поддается человеку и превращается в шедевр.

– Ну что, металл уже готов. Поехали?

Перековать мечи на орала

За минуту взмахов и ударов по раскаленному металлу моя заготовка превратилась в корявую расплющенную палку. Я пытаюсь еще взмахнуть, чтобы хоть немного исправить «косяки», но тщетно.

– Поговорку, «Куй железо, пока горячо» помните? –  улыбаясь, спрашивает провожатый.  – Это отсюда. Пока металл горяч, с ним можно делать все. Как бы пафосно это ни звучало, но у металла есть музыка. И мы с ним – одно целое. Наши мастера знают, как с металлом обращаться. Он отдает свои свойства. Металл даже можно сравнить с людьми, особенно сейчас. Забавно, но старое железо  – податливое, ковкое, примесей мало. Такие же и люди в возрасте  – без обману, честные и искренние. А сейчас хороший металл трудно найти. Вертишь в руках  – вроде нормальный, а стукнешь молотом  – так, ничего особенного. Поэтому иногда приходится покупать материал за границей.

Вообще профессия кузнеца  – интересная. С одной стороны, кажется, что нужна только сила: бить, ковать, гнуть, – но если голова не работает, ничего не получится. Особенно если занимаешься художественной ковкой.

На одном из столов замечаю эскизы будущего изделия.

– Кто придумывает и рисует  – заказчик или вы? –  спрашиваю у Александр Гаркуши.  – Чаще сами. Грамотные дизайн-проекты бывают очень редко. В основном, нам говорят размеры, высказывают пожелания, а наши специалисты уже думают, что делать дальше.

Ни одна из работ предприятия не повторяет предыдущую, поскольку мастера всегда стараются привнести в них что-то новое и оригинальное. Да, идей на самом деле множество, они витают в воздухе вокруг нас, их просто нужно уметь видеть и научиться всю ту картинку, которую воспринимаешь, перерабатывать и возвращать обратно уже в виде готового скульптурного элемента. Кроме того, с жизненным опытом приходит умение украшать скульптуру личными эмоциями, красками, чтобы это был не кусок железа, а персонаж, имеющий право на существование. Работы обязаны нести позитив, сказку, чудо. У каждого художника должен быть свой стиль и своя ниша. «ЮГ- художественная ковка» это уже нашло  – стремится дарить добро, творить, жить.

– А клеймо у вас есть?

– Клеймо – это дань моде, оно интересно для конкретных кузнецов. У нас же  – предприятие. Кто-то считает нужным сказать, кто он, а кто-то без клейма обходится, полагая, что его издалека должны узнавать. Свой логотип ставим далеко не на все вещи. Есть грамотная работа, а есть и такая, которой ничего нового в этой жизни мы не сказали… – признается Александр.

Казалось бы, что еще человеку надо? Профессию освоил, заказов хватает – работай себе по накатанной дорожке. Однако, как признался Александр Викторович, останавливаться на достигнутом он не собирается.

– Пару лет назад в США была продана скульптура «Кролик» из нержавеющей стали от художника Д. Кунса за $ 91,1 млн. Сумма стала рекордной среди вырученных от продажи произведений искусства, созданных ныне живущим художником. К взятию такой высокой планки и надо стремиться в нашем деле – убежден А. Гаркуша.

…Гудит огненная пасть горна, красные блики играют на сосредоточенном лице кузнеца, «пап-да» – выводит неутомимый ритм пневмомолот. Минута, вторая и уже бурно шипит в чане, охлаждается законченная деталь.

Александр Лапенков, фото предоставлены «ЮГ-художественная ковка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content